Русская культура XIV - XVII веков
Подъем русской культуры начался в конце XIII – начале XIV века Заново отстраивались городаРасширялось ремесленное производствоВозродилось создание летописейСоздавалось Российское централизованное государствоАдминистративный аппарат требовал все большее количество грамотных людей
Книжное дело и литература В конце XIV-начале XV в.жил и писал монахТроице-СергиевамонастыряЕпифаний Премудрый -Житие СергияРадонежского-Житие СтефанаПермского
На исходе XIV векапоявились первыепоэтические произведения оКуликовской битве « И уже грозы великаго князя Дмитрея Ивановича и брата его князя Владимера Андреевича по всем землям текут. Стреляй, князь великый, по всем землям, стреляй, князь великый, с своею храброю дружиною поганого Мамая хиновина за землю Рускую, за веру христьяньскую.»
В 1564 году ИванФедоров вместе с Петром Мстиславцем выпустили первуюпечатная книгу «Апостол»
Страница «Апостола»
Памятники первопечатникам Иван ПетрФедоровМстиславец
Симеон Полоцкий Добрый обычай в мире содержится: в дом новозданный аще кто вселится, Все друзи его ему приветствуют, благополучно жити усердствуют И дары носят от сребра и злата и хлеб, да будет богата полата. Нищ ли кто в злато - руце воздевает к богу и мольбы теплы возсылает, Да подаст здраво и щасливо жити, им же даде в дом новый вселити
«Обмирщение литературы» К сатирическим повестям относится и известная «Повесть о Ерше Ершовиче», возникшая в первом десятилетии XVII века. В рассказе о тяжбе Ерша с Лещом и Головлем отражены реальные условия жизни Руси того времени, сословные отношения.
Хождения- записки путешественников История путешествия Афанасия Никитина такова: в 1466 году с русским послом он выехал из Москвы в Шемаху. Они спустились вниз по Волге до Астрахани, где один из кораблей путешественника был захвачен разбойниками, а другой у берегов Каспия разбила буря. Несмотря на потерю кораблей и товаров, Никитин с товарищами продолжил путешествие. По суше они добрались до Дербента, затем попали в Персию и морем в Индию. В Индии Афанасий Никитин пробыл три года и через турецкие земли, по Черному морю вернулся в 1472 году в Россию, но, не доезжая Смоленска, умер. Его записки были доставлены в Москву и включены в летопись.
За молитву святых отцовнаших, Господи Иисусе Христе,Сыне Божий, помилуй меня,раба Своего грешного,Афанасия Никитина сына.Записал я здесь про своегрешное хождение за триморя: первое море —Дербентское, дарьяХвалисская, второе море — Индийское, дарьяГундустанская, третье море -Черное, дарья Стамбульская.
Путь Афанасия Никитина
В 1479 году архитекторомАристотелем Фиораванти был построен новыйУспенский собор в лучшихтрадициях русскогозодчества, главнымиобразцами из которыхявлялись соборыВладимира и городарусского севера.
Грановитая палата Архитекторы Пьетро Антонио Салари и Марко Руффо
Грановитая палатаВнутреннее убранство
Шатровый стильЦерковь Вознесения в усадьбе Коломенское
Кремлевские башни
Спасская башня
Покровский собор
Покровский соборносит и народноеназвание - храмВасилия БлаженногоАрхитекторы:Барма и Постник
Московское бароккоВ конце XVII в. вРоссии появилсяновый архитектурныйстиль – московское барокко.Церковь Покрова вФилях
Л.К. НарышкинМосковское барокконазывают еще инарышкинскимбарокко, в честьдяди Петра IЛ.К.Нарышкина, позаказу крторого и быласооружена в 1694 г. Церковь Покрова вФилях
Резеденция царя Алексея Михайловича в с.Коломенском
Деревянный дворец вКоломенском
Коломенское – замечательный памятник архитектуры XVII в.
ЖивописьВ XIV-XV вв. творили тривеликих иконописца – Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.Преображение Господне.Феофан Грек.
ФеофанГрекИконаБогоматериДонской
Андрей Рублёв Троица
Андрей РублёвПостановлениеСтоглавого Соборатребовало отиконописцев:
Дионисий
СимонУшаковСпас Нерукртворный
СимонУшаковАрхангел Михаил
ГурийНикитинТроица