Роль Ф.М. Апраксина в становлении российского флота на Дону и в Приазовье, в освоении новых южных рубежей «Гордиться славою своих отцов не только можно, но и должно» А. С. Пушкин
«История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество»М.И. Карамзин
Определение роли и значения деятельности Ф.М. Апраксина на Дону и в Приазовье с 1696 по 1712 год.
Задачи работы: Изучение роли Ф.М. Апраксина на Дону и в Приазовье в указанный период.Исследование роли Ф.М. Апраксина в формировании русского флоты на юге России, создании и укреплении военных крепостей Азов и Таганрог.Рассмотрение результатов социально-экономического, военного развития Дона и Приазовья в период с 1696 по 1712 год.
Первые упоминания о прибывании Ф.М. Апраксина на земле Дона и Приазовья относятся к 1696году, ко временам второго похода Петра I к турецкой крепости Азов.
Морское сражение за Азов
Взятие Азова
«Первый морской поход русского флота...» с посольством к турецкому султану.
Благодаря Ф.М. Апраксину русский корабль «Крепость» с послом Украинцевым беспрепятственно смог выполнить свою миссию.
Таким увидел Ф.М. Апраксин наш край в 1696 году.
Вернувшись в Воронеж, Федор Матвеевич вновь погрузился в «...пучину своих дел...» по строительству кораблей южного флота.
Особой царской заботой, как у Петра I так и у Ф.М. Апраксина стал корабль «Гото-Предестинация» «Весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядно художеств и зело размером добрым состроенным.»Петр I.
В начале 1700 года Ф.М. Апраксин был назначен главой адмиралтейства.
«Указ о принятии адмиралтейских дел слушал и исполнить по воле твоей государевой то дело готов.»Письмо Ф.М. Апраксина Петру I
Хозяйство Ф.М. Апраксина было большим и «хлопотным»: строительство новых кораблей на верфях Воронежа, Таврова, возведение новых военных объектов, реконструкция уже имеющихся.
Под руководством Ф.М. Апраксина происходила перестройка крепости Азов.
Шла закладка пороховых погребов.
На берегу Азовского моря быстрыми темпами создавалось новая гавань для «молодого флота» России.
«Гавань — это начало и конец флота, без нее есть ли флот или нет его — все равно.»Петр I
К 1705 году гавань Троицкая, что на Таганьем Роге, была в таком состоянии, что Ф.М. Апраксин нашел возможным разместить в ней 10 кораблей, 2 галеры и яхту, о чем сообщил царю.
«Сие место, которое десятью годами пустое видели и сведомы сами с помощь божьей изрядный город с гаванью приобрели... есть на что посмотреть.»Письмо Петра I к А.Д. Меньшикову.
Служа верой и правдой России и государю, стараниями Ф.М. Апраксина и его сподвижников азовский флот пополнился десятками кораблей. Отечественное кораблестроение с 1700 по 1703 гг. стало одной из ведущих, стабильных отраслей хозяйства. На берегах Азовского моря были возведены и перестроены два важных форпоста на юге России — крепость Азов и Таганрог.
В период с 1700 по 1709 годы по приказанию Ф.М. Апраксина проводилось несколько гидрографических и картографических экспедиций.
Сим Федор Михайлович несколько раз участвует в научных экспедициях и даже выполняет в них «секретную миссию» царя.
В 1710 году Турция вновь объявляет войну России. Молодой Азовский флот, руководимый Ф.М. Апраксиным не пустил турецкую эскадру к побережью Приазовья
Но судьба этой войны решалась не в наших краях. На реке Прут Петр I потерпел поражение. По условиям Прутского мира Россия отказывалась от содержания флота на Азовском море, а вновь построенные крепости разрушались.
«Как не своей рукой пишу — надо турок удовлетворить. Город разрушить как можно шире, но не портя фундамента его, ибо Бог иначе повернет...»Письмо Петра I к Ф.М. Апраксину в Таганрог
За не большой период времени, под руководством Ф.М. Апраксина был создан и стал по-настоящему реальной силой Азовский флот. В Приазовье появились новые крепости и гавани. Приазовский край стал великой честью России.