Политические течения XIX века
Консерватизм - учение, возникшее ещё в XVIII веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей. Его главный принцип – сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и порядка. Они признавали за государством право на сильную власть, подчиняющую себе личность, право на регулирование экономики. Консерваторы признавали возможность проведения «охранительных» социальных реформ, но только как крайнее средство. Консерваторы отрицательно относились к промышленному перевороту, конкуренции, считали, что бессмысленный рост промышленности привёл к кризисам, расколол общество на богатых и бедных. Они не верили в возможность равенства людей, были сторонниками сословного строя, при котором крестьяне и ремесленники жили в скромном достатке и не испытывали острой нужды, ведущей к упадку нравов и бунтам.
Либерализм. Идеи либерализма появились в эпоху Просвещения, в XIX веке получили дальнейшее развитие. Главный принцип либерализма – право человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство перед законом, свободу слова, печати, собраний, на участие в решении государственных дел. Они считали, что человеку дозволено всё, что не запрещено законом. Путь преобразований для либералов – путь реформ. Они выдвигали требование ограничения деятельности государства законом, провозглашали принцип разделения властей, выступали за расширение избирательного права и увеличение полномочий парламента. Либералы полагали, что источником проблем являются пережитки феодализма, создающие преграды для развития. В экономической области либерализм выступает за свободный рынок и конкуренцию. Они считали, что государство должно обеспечить свободу частного предпринимательства и как можно меньше вмешиваться в рыночные отношения.
Социалистический утопизм – учение об идеальном обществе, основанном на всеобщем равенстве, коллективной собственности и обязательности труда. Социалисты пытались создать картину нового общества и государства, где не будет частной собственности, нищеты и вражды, где человек будет защищён и уважаем. Они считали, что преобразование общества должно происходить только мирным путём на основе религиозных убеждений и проявления доброй воли людей. Учение социалистов было утопическим, несбыточным, но разочарованным и униженным людям хотелось верить в этой «золотой сон».
Анри Сен-Симон предлагал создать общество «индустриалов», где совпадут интересы рабочих и предпринимателей. Не выступал против частной собственности, но считал возможным установить над ней контроль со стороны общества. Предполагал убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями» – рабочими.
Шарль Фурье представлял будущее общество как объединение тружеников (фаланги), в котором бедняки вкладывают свой труд, капиталисты необходимые средства, а учёные – талант. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного «труда и таланта». Каждому человеку гарантируется жизненный минимум, фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники.
Роберт Оуэн пришёл к выводу, что источником проблем является рыночная экономика, основанная на конкуренции и частной собственности. В своих работах выдвинул идею отмены частной собственности и денег. Выступал за переход к обществу, в котором трудящиеся объединены в товарищества, работали бы с применением передовой техники для удовлетворения собственных потребностей.
Карл Маркс – родился в Германии (город Трире), в семье адвоката, получил прекрасное образование, получил диплом доктора философии. Стал редактором демократической «Рейнской газеты». За участие в революционной деятельности был выслан из Германии, затем Франции, поселился навсегда в Лондоне. Фридрих Энгельс родился в семье немецкого фабриканта, в городе Бармен. Отец мальчика забрал его из 8 класса гимназии и определил работать в контору. Он пишет книгу «Положение рабочего класса в Англии». В 1844г знакомится с Марксом.
Марксизм. Суть теории К.Маркса заключалась в следующем: с течением времени обнищание народа будет усиливаться, а богатство буржуазии возрастать; это приведёт к обострению классовой борьбы; в высокоразвитых странах победит социалистическая революция, установится диктатура пролетариата (власть рабочих), произойдёт отмена частной собственности, сопротивление буржуазии будет сломлено. Детального описания будущего коммунистического общества в марксизме нет, указываются лишь его общие черты: установление политических свобод, равенство в правах, участие работников в управлении предприятиями, обязанность государства регулировать экономику для обеспечения социальных прав всех граждан. К.Маркс указывал, что в новом обществе человек получит возможности для всестороннего гармоничного развития.
1. Общество, основанное на всеобщем равенстве, коллективной собственности и обязательности труда. 2. Разрешено всё, что не запрещено законом. 3. Главное сохранить традиционные ценности: религии, монархии, национальной культуры, семьи и порядка. 4. Необходимо убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями» – рабочими. 5. Государство должно обеспечить свободу частного предпринимательства и как можно меньше вмешиваться в рыночные отношения.6. Обострение классовой борьбы приведёт к победе социалистической революции. 7. Государство имеет право на сильную власть, подчиняющую себе личность, на регулирование экономики. 8. В странах Европы установится диктатура пролетариата (власть рабочих), произойдёт отмена частной собственности.9. Проведение реформ возможно, но только как крайнее средство. 10. Главная ценность – права и свободы человека.