Письменная литература Древней Руси
II этапСередина 13 века – 16 векЛетопись, житие, поучение, хронографХождение («Хождение в Царь-град» Стефана Новгородцева)Повесть (историческая, сатирическая, бытовая)Исторические песни и духовные стихиМинимум вымысла III этап16 – 17векпереход к литературе нового времени
Житие, пришедшее на Русь Из Византии вместе с принятием христианства, стало основным жанром древнерусской литературы, той литературной формой, в которую облеклись духовные идеалы Древней Руси
Тема жития – рассказ о жизни воплощающей идеальное служение миру и БогуСтиль повествования – высокий, торжественный, несколько ученый, насыщенный цитатами из Священного Писания
Композиция правильного жития: Вступление (автор просит прощение у читателей за свое неумение писать, за грубость изложения)Собственно житие (рассказ о жизни и деяниях святого от рождения до смерти)Заключение (похвала святому – своеобразная ода в прозе)
АГИОГРАФИЯ [< греч. Agios - святой + grafo - пишу]. Церковно-житийная литература, посвященная святым
Герои жития:Положительный герой – всегда, святой, человек идеально положительный, воплощение всех возможных и невозможных добродетелейОтрицательный герой – злодей, вводится в житие обычно только для контраста – на заднем плане
Жанр жития утвердился в литературе Киевской Руси в 11 веке. До нас дошли три оригинальных жития: два жития князей Бориса и Глеба и Житие Феодосия Печорского
Сергий Радонежский. Икона 20 века.Икона «Преподобный Сергий Радонежский». 18 в.
А. Д. Кившенко. «Посещение великим князем Дмитрием Сергия Радонежского перед выступлением в поход на татар. 1380 год». 1880.
Дионисий. Деяния Сергия Радонежского.Икона из Успенского собора в Дмитрове. Вторая половина 15 века.
АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629-76) В правление Алексея Михайловича: Усилилась центральная власть и оформилось крепостное право; Воссоединена с Русским государством Украина (1654), Возвращены Смоленск, Северская земля Подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и Крестьянская война 1670-71; Произошел раскол русской церкви.
НИКОН (Минов Никита) (1605-81) русский патриарх с 1652. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. В 1658 оставил патриаршество. Собор 1666-67 снял с него сан патриарха. Сослан на Север.
Двуперстное крестное знамение.
АВВАКУМ Петрович русский религиозный деятель, протопоп, глава старообрядчества и идеолог раскола в Русской православной церкви.
В. И. Суриков. Голова боярыни Морозовой. 1886 год.
Священномученик Аввакум (в центре) с избранными святыми. Старообрядческая икона. 18 в.
Автограф «Жития Аввакума» с припиской старца Епифания.