Образовательная область ИСКУССТВОКрещение РусиЗаозёрск2008-2009 учебный год
Автор работы - Брустин Кирилл, ученик 11-Б классаСОШ № 288Руководитель - Маринчак Е.Н.,консультант - Козунова Т.П.
Цель работы – раскрыть историческое и культурное значение важнейшего события в истории России – принятия христианства. Задачи работы:Изучить исторический процесс принятия христианства на Руси;Рассмотреть события 988-989 г., связанные с принятием христианства князем Владимиром I Святославичем;Изучить проблему взаимоотношений Руси и Византии накануне и после крещения;Выявить историческо-культурное значение крещения Руси.
Актуальность темыБ.В.СапуновДоктор исторических наукГлавный научный сотрудникГосударственного Эрмитажа, профессор, Академик Петровской Академии Наук и искусств«В последнее время в стране наметился повышенный интерес к православию. Но при этом выяснилось, что значительная часть людей, даже причисляющих себя к верующим, имеет весьма смутные представления об истории церкви и основах ее учения».
Древняя Русь накануне Крещения. Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на непонимании воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил. Язычество оставалось неистребимым, потому что в нём отражался весь жизненный путь крестьянина-общинника (цикл сельскохозяйственных работ, домашний быт, сельские сходы, свадьбы, похороны).
Единый Бог объединяет всех христиан, тогда как пантеон языческих Богов очень многолик. Нет единого всеми почитаемого Бога, который объединял бы верования всех язычников. А такое множество Богов вовсе не способствовало централизации власти.
В середине X в. в Киеве стояла церковь Ильи Пророка, во 2-ой половине X века существовали православные храмы в Новгороде и в других городах древнерусского государства воздвигались храмы на пути «из варяг в греки».
Вдова Игоря Ольга, управлявшая государством после смерти мужа, приняла крещение. Некоторые учёные считают обращение Ольги политической игрой, но это не вполне верно. Конечно, расчёт наверняка имел место, но главным фактором было личное побуждение Ольги.
Столетием ранее Владимирова крещения Русь имела связи с христианской Болгарией времён Семиона (864-928г.) и, возможно, с Великоморавской державой, где византийские просветители и миссионеры Кирилл и Мефодий в 869(870?)г. организовали славянскую церковь.
В X веке происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников. Православие постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но не государственной. Распространение христианства в княжеской и дружинной среде (в то время они в известной степени совпали) происходило быстрее.
Осознавая значение религии для укрепления княжеской власти и государственности, Владимир Святославович в 980 году попытался реформировать язычество, придав ему черты монотеистической религии.
Территорию, которая со времён Олега была подвластна русским князьям, Святослав передал своим малолетним сыновьям: Ярополку (ему достался киевский престол) и Олегу (ставшему древлянским князем). В дальний Новгород Святослав отправил ещё одного сына, Владимира, бывшего в глазах современников не совсем ровней Ярополку и Олегу. Очевидно, что мать Владимира была не варяжского, а славянского рода.
Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от язычества и принял крещение, приступив затем к обращению в христианскую веру своих подданных. Став христианином, Владимир, как натура деятельная, несомненно обладающая умом, пришёл к мысли о распространении православия в своих владениях. Он понял, что его держава всё-таки состоит из отдельных княжеств, которые после его смерти опять начнут междоусобицу, и что Русь может объединить только какая-то сверхидея, и этой сверхидеей должно стать именно православие.
Князь Владимир отправил своих послов по разным странам, чтобы те узнали, как там всё обстоит на деле. Послы вернувшись, с презрением отозвались обо всех религиях. Кроме одной. Что же предпочесть, какое христианство – западное или восточное? Рим или Византия? Здесь князю-язычнику действительно нужно было выбирать
Решающим доказательством истинности веры русские послы сочли красоту. «Не знаем, на небе ли мы были или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает и Богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы не можем забыть красоты той»
Предпочтение православной Византии было отдано, видимо, по следующим причинам:- развитые торговые отношения с Византией как с соседней страной;- эстетические впечатления от красоты богослужений (согласно летописным источникам); возможность в православном храме вести службу на понятном родном языке; глубокая личная религиозность воспитавшей Владимира княгини Ольги, исповедующей христианство.
Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьёзных оснований. Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима. Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой.
Византия, часто называвшаяся Новым Римом, была очагом науки и искусства, благотворное воздействие которых на различные слои византийского общества сделало его одним из самых передовых во всем мире. Свои достижения в сферах литературы, искусства, науки государственности Византия по мере возможности культивировала среди народов, с которыми она соприкасалась теми или иными сторонами своей жизни и быта.
Проникновение на Русь византийской образованности, восприятие здесь в XI – XIII веках элементов византийской цивилизации способствовали дальнейшему прогрессивному развитию русского феодального общества, отвечало его внутренним потребностям, обогащало его культуру. Центром культурных контактов Византии и Руси стал Киев. Он был непосредственно связан со столицей Византийской империи Константинополем.
Русь принимает христианство в его православном варианте. Вместе с новой религией приходит новая художественная традиция, приобщившая Русь к наследию античности. Великая древняя византийская традиция, столкнувшаяся с молодым жизнелюбивым мироощущением, получает новое воплощение на русской земле. Но «по сравнению с византийским искусством русское искусство демократичнее. В нем гораздо настойчивее пробивается народная струя, его формы менее отвлеченны и более полнокровны, воплощаемые им идеалы утратили византийскую строгость и суровость.
При Ярославе Мудром в Киеве, как бы споря с прославленными постройками Царьграда, создавались свои, русские Золотые ворота, свой великолепный Софийский собор. Собор святой Софии в Киеве (1037-1054), вершина южно-русского зодчества ХI века, призван был возродить на киевской земле традиции главной святыни православного мира – Софии Константинопольской.
Роскошь и торжественность архитектуры Византии служат образцами при возведении каменных соборов в древнем Киеве. Русь перенимает от Византии крестово-купольную систему храма.
«Долго Россия оставалась чуждою Европе. Приняв свет христианства от Византии, она не участвовала ни в политических переворотах, ни в умственной деятельности римско-кафолического мира. Великая эпоха Возрождения не имела на нее никакого влияния; рыцарство не одушевило предков наших чистыми восторгами, и благодетельное потрясение, произведенное крестовыми походами, не отдавалось в краях оцепеневшего севера… России определено было высокое предназначение…» А. С. Пушкин
Историко-культурное значение этого времени: Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.Создание условий для полнокровного сотрудничества племён Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.Влияние церкви на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. Большая посвятительная деятельность церкви. Прежде всего, просветительное значение имели те практические примеры христианской жизни, которые давали русским людям монастыри; затем просветительное влияние оказывалась письменность; наконец, предметы и памятники искусства, которые создавала церковь на Руси
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (ХII-ХVIIвв.). М.,1973.Бычков В. В. Византийская эстетика. М.,1977. Головатенко А. История России: спорные проблемы: Пособие. М., 1993.Как была крещена Русь. Сборник, 2-е изд. М., Политиздат, 1989.Кашекова И.Э. от античности до модерна: Стили в художеств. Культуре. М., Просвещение, 2000.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М.,1991. Лебедев Л. Москва Патриаршая. М., 1995 Литаврин Г.Г. Культурные связи Древней Руси и Византии в X-XII вв. М., 1974. Любимов Л. «Искусство Древней Руси», М., «Просвещение»,1974.Себар Т.В. Уроки мировой художественной культуры: учебно.-методическое Пособие. М.,ТЦ «Сфера»,2000. «Рим или Византия?»// Жерневская И.И. , Шарманова Л.В. Куда ведет аллея сфинксов. Л., Лениздат, 1990. «Князь проводит реформу»// Жерневская И.И. , Шарманова Л.В. Куда ведет аллея сфинксов. Л., Лениздат, 1990.
Интернет - источники: http://skobari.ru/analitik34.htmlhttp://arteria.ucoz.ru/photo/246http://www.voznes.ru/images/galery/rospis/arka_7.jpghttp://www.hram-bal.ru/Gazeta/Preobragenie_2005_5/vekov_svjaz_nit.htmlhttp://vozglas.ru/index.php?idhttp://foto.mail.ru/mail/vika_89-21/26/14.htmlhttp://www.forum.vn.ua/showthread.php?shttp://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp003/rabot/37/perun.gif