Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского.
Первое Послание Курбского Ивану Грозному.
Второе послание Грозного.
Литература XVI века. В XVI в. на Руси широкое распространение получает новый вид литературы — отдельные сочинения, посвященные острым вопросам политической жизни. Иосиф Волоцкий и Вассиан Патрикеев, Даниил и Максим Грек, Ермолай-Еразм и Пересветов, Курбский и Иван Грозный.
При всех различиях между ними, публицисты XVI в. отличаются одной общей чертой, характерной для общеевропейского Возрождения, — верой в человеческий разум, в возможность построения общества и государства на неких разумных основаниях. Литература XVI в. обнаруживает уже новые черты, несвойственные средневековой письменности.
Иван Грозный Главный стиль царя – послания. Известные произведения: послания Курбскому, послание в Кирилло-Белозерский монастырь и его дипломатические послания
Нагромождение многочисленных и явно фантастических обвинений против своих противников. Постоянно нарастающее «самовозбуждение» Повторение мыслей . Грозный не писал, а диктовал свои сочинения.
Грубость и насмешка. Живой спор с противником Риторические вопросы Высмеивание аргументов оппонента и вместе с тем нередкие обращения к его рассудку («ты бы сам себе поразсудил»). Cкоморошескиe приемы. Бытовые сцены.
Переписка. Пять посланий: три от Курбского, два от царя. Одни из самых интересных и важных являются первое послание Курбского и ответ Ивана Грозного на него. Оба эти письма были сочинены в 1564 году.
Курбский Андрей Выходец из знатного рода (связанного с ярославскими князьями) Член правительственной группы 50-х гг. — «избранной рады» Участник казанского похода. Бежал из России в 1564 г., опасаясь царской опалы. Большое влияния на него оказал Максим Грек.
Курбский Андрей. Речь автора в Первом послании высказана на едином дыхании, логична и последовательна, но начисто лишена каких-либо конкретных деталей. Послания Курбского Грозному представляли образец риторического стиля. Курбский включил в них одно из сочинений римского оратора Цицерона.
Отрывок из первого послания Курбского. Почто, царю, силных во Израили побил еси, и воевод от бога данных ти на враги твоя, различными смертьми расторгл еси, и победоносную святую кровь их во церквах божиих пролиял еси, и мученическими кровьми праги церковные обагрил еси, и на доброхотных твоих и душу за тя полагающих неслыханные от века муки, и смерти и гоненья умыслил еси, изменами и чародействы и иными неподобными облыгая православных и тщася со усердием свет во тьму прелагати и сладкое горько прозывати?
В своем первом послании Курбский обвиняет Ивана Грозного в непомерной жестокости, неоправданных гонениях, грозит царю Страшным судом. Царь же в споре с Курбским отстаивал идею ничем не ограниченной царской власти, доказывая, что вмешательство бояр и духовенства в управление губит государство.
Бог наш Троица, прежде всех времен бывший и ныне сущий, Отец и Сын и святой Дух, не имеющий ни начала, ни конца, которым мы живем и движемся, именем которого цари прославляются и властители пишут правду; богом нашим Иисусом Христом дана была единородного слова божия победоносная и вовеки непобедимая хоругвь - крест честной первому из благочестивых царю Константину и всем православным царям и хранителям православия
Переписка. Курбский и Грозный писали прежде всего для читателей, так же как авторы «открытых писем» в литературе нового времени. Переписка имела публицистический характер.
Переписка. Первое послание Ивана IV Курбскому было названо «посланием» против «крестопреступников». Целью царя была дискредитация Курбского в глазах читателя. Грозный заявлял в 1577 г., что его успехи в войне — доказательство того, что божье «смотрение» (провидение) на его стороне. Cпустя два года Курбский точно так же объяснял неудачи царя божьим судом.
На многие уязвления Курбского Иван Грозный отвечает просто эксцентрично, пребывая в ярости: «А еже бо сигклита отъ преблуженія рождена, то не вэмы, паче васъ»
В первом послании Иван Грозный использовал: Пространные ссылки на церковную литературу. Сцены из его детства. «Едино вспомянути (вспомню одно): нам бо в юности детская играющим, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, локтем опершися об отца нашего постелю, ногу положа на стул», и даже не смотрит на маленького Ивана и его брата.
«широковещательное и многошумящее» Курбский осудил царя за введение в литературу подобных бытовых сцен — басен «неистовых баб», как он именовал их. Ему показалось неприличным упоминание царевой постели, на которую опирался князь Шуйский Политическая полемика между обоими противниками дополнялась и чисто литературной полемикой — о границах «ученого» и «варварского» в литературе.
Ответ, в котором Курбский выссмеивал стиль и объем послания царя, не дошёл царю. В 1577 г. Иван Грозный осуществил поход на Ливонию. Грозный послал новое послание из Вольмарa. Курбский послал второе и третье посланиея в 1579 г во время польско – литовского контрнаступления.
Подлиная литературная полемика. Спор о том, в каком стиле должны писаться послания. Курбский нередко «побивал» царя в политическом диспуте. Царь приводил сильные «варварские» аргументы в литературном споре.
Оба они считали, что в середине XVI в. (время Стоглавого собора) Русское государство было страной «пресветлого православия» — каждый считал себя верным этому «пресветлому православию» и обвинял другого в отходе от него.
Главная черта Переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским, отличающая ее от других публицистических произведений XVIв – «значительный рост индивидуального начала в стилей произведений». Как писал Д.С.Лихачев.