«Певец крестьянских детей»
Николай Петрович Богданов-Бельский Родился в деревне Шитики Бельского уезда Смоленской губернии 8 декабря 1868 года в семье бобылки. Воспитывался в семье дяди.
В 6 лет выучился читать Псалтирь, эанимаясь с церковным сторожем Севастьяновичем. В 6 лет выучился читать Псалтирь, эанимаясь с церковным сторожем Севастьяновичем. С 9 лет два года посещал образцовую школу в селе Шопотово, устроенную на средства С.А.Рачинского.
В 11 лет был взят С.А.Рачинским в народную школу села Татева. В 11 лет был взят С.А.Рачинским в народную школу села Татева. «Он стоит к нам спиной, и хотя лица его не видать, но из одной позы, наклоненной спины и снятого картуза, можно понять, какое у него внутри почтение и какая жажда самому бы в школу попасть». (В.В.Стасов о картине «У дверей школы»)
Н.П.Богданов-Бельский о С.А.Рачинском «Это был идеалист, светлая личность. Когда Александр III пригласил его в воспитатели к своим детям, он ответил: «Найдется много людей, которые захотят заменить меня там. Но никто не захочет заменить меня здесь».
С.А.Рачинский на картинах Н.П.Богданова-Бельского
Благодаря стараниям С.А.Рачинского в 1882 г. начал обучение в рисовальной школе Троице-Сергиевского посада под руководством иеромонаха Симеона, а в 1884 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Благодаря стараниям С.А.Рачинского в 1882 г. начал обучение в рисовальной школе Троице-Сергиевского посада под руководством иеромонаха Симеона, а в 1884 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Дипломная работа «Будущий инок» (1889 г.) В деревенской избе за столом мальчик внимательно слушает странника-монаха, на лице его можно увидеть всю гамму чувств, вызванную рассказом о неизведанной и влекущей жизни, в которой служат Богу. Прототип картины – Семен Дорофеев, один из учеников школы С.А.Рачинского. Картина отмечена Большой серебряной медалью.
Художник часто вспоминал семью Рачинских, чувствовал себя обязанным ей, здесь он провел много счастливых дней. Хозяйка Варвара Абрамовна Рачинская - родная сестра поэта Е.А.Баратынского, современница А.С.Пушкина, в молодости танцевавшаяся с ним на великосветских балах. Художник часто вспоминал семью Рачинских, чувствовал себя обязанным ей, здесь он провел много счастливых дней. Хозяйка Варвара Абрамовна Рачинская - родная сестра поэта Е.А.Баратынского, современница А.С.Пушкина, в молодости танцевавшаяся с ним на великосветских балах.
Вся атмосфера дворянского дома была наполнена беседами об искусстве, музыке, театре, заботой о крестьянских детях. Вся атмосфера дворянского дома была наполнена беседами об искусстве, музыке, театре, заботой о крестьянских детях.
Этапы пути художника с 1895 – член Товарищества передвижных художественных выставок 1894-1895 – художественное училище при Петербургской Академии художеств 1903 – получает звание «академик» 1914 – действительный член Академии художеств 1913-1918 – председатель общества петербургских художников имени А.И.Куинджи
Тема просвещения крестьянских детей в творчестве художника
«У больного учителя» (1897) На картине изображен учитель школы села Татева Серяков Аркадий Аверьянович
«У больной учительницы» (1920-е гг.) Моделью послужила спутница жизни художника в 20-е гг. Наталья Антоновна Топорова.
«За книжкой» (1915 г.)
«Дети за пианино»
« Я так много лет провел в деревне, так был близок сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, что полюбил их за непосредственность, даровитость, что они, как-то сами собой, сделались героями моих картин». (Н.П.Богданов-Бельский)
Портретная живопись
Темы, навеянные жизнью…
«За чтением письма» (1892) Помощница, муза, натурщица, Наталья Антоновна Топорова на протяжении шестнадцати лет помогала Николаю Петровичу в трудных ситуациях. По ее настоянию они выехали после революции за границу и поселились в Риге. Но судьба все же развела их: в середине 1920-х годов она отправилась в Берлин по поводу устройства выставки работ художника, вела переговоры с берлинским издательством Ольги Дьяковой по выпуску открыток и репродукций с его картин. Затем путь ее лежал в Сопот, Париж, Ниццу. В Ригу она писала письма художнику, звала его на Запад, уверенная в том, что здесь он устроится лучше... Далее след ее теряется.
«Венчание» (1904)
«Вести с войны» (1905) Новую тему принесла русско-японская война. В крестьянской избе с низким потолком молодой учитель у окна читает деревенским старикам известия с фронта. На бородатых лицах видна тревога: сыновья на фронте, за тысячи верст от отцов. Пригорюнилась молодая солдатка, сдерживает плач подросток, прикрыв рот шапкой, серьезно и внимательно слушает учителя старая крестьянка с палкой в руках. И, конечно же, среди взрослых – оставшиеся без кормильцев дети: их чистые лица ясны, они не могут целиком осознать трагических событий.
«Горе» (1909) Обхватил руками голову в безутешном горе у своей избушки старый крестьянин. Умерла жена, нет больше матери у детей. Отец в отчаянии. Что ждет их, сирот?
«Новые хозяева» (1913) Гибнет, разоряется дворянско-помещичье сословие, богатые крестьяне становятся новыми хозяевами жизни в селе, они скупают земли, старые дворянские усадьбы.
«Крестьянин» Сидит у дороги старый крестьянин. Покинувший деревню в поисках работы.
"После Парижа я увлекся «пленнэризмом». Воздух, фигуры среди пейзажа, свет – вот чему с 1905 года я стал отдавать своё внимание". (Из воспоминаний Н.П.Богданова-Бельского)
«Именины учительницы» (1910)
«Дама на балконе. Кореиз. Портрет И.А.Юсуповой» (1914) Красота южной природы, сидящая в кресле прелестная женщина с живым выражением глаз – во всем покой и гармония.
В конце лета 1921 г. художник уехал в Ригу, где собралось много представителей русской интеллигенции. Здесь он открывает свою художественную студию. Работал много и плодотворно, постоянно участвовал в выставках вместе с русскими и латышскими художниками, устраивал и персональные. В конце лета 1921 г. художник уехал в Ригу, где собралось много представителей русской интеллигенции. Здесь он открывает свою художественную студию. Работал много и плодотворно, постоянно участвовал в выставках вместе с русскими и латышскими художниками, устраивал и персональные. Вел активную общественную жизнь: член совета Русского драматического театра и Русского клуба, один из организаторов литературно-театрального общества, член общества охотников. Его приглашали в Кружок ревнителей русской старины, в различные комиссии. Как эксперт он участвовал в конкурсах по оформлению витрин.
«Его картины просты, всем понятны приятны по технике и теплому чувству, вложенному в них… Он остается, в общем, по-прежнему скорее наблюдательным рассказчиком, чем чистым живописцем, решающим только задачи своего искусства» «Его картины просты, всем понятны приятны по технике и теплому чувству, вложенному в них… Он остается, в общем, по-прежнему скорее наблюдательным рассказчиком, чем чистым живописцем, решающим только задачи своего искусства» ( из газеты «Сегодня»,№37 от 16 февраля 1923 г.)
Третья персональная выставка Состоялась в марте 1925 года. Были представлены 83 работы.
«Весна. Портрет госпожи И.Баумане» (1924)
Богданов-Бельский был высокий, плотный мужчина с умными светлыми глазами, чисто русский тип. В движениях медлителен, внешне спокоен, на голове едва заметная плешь. Всегда гладко выбрит. Не мелочный, с некоторым размахом, но все в меру. Он не любил «сплеча» ругнуть, входил в суть дела и делал осторожные заключения. Жил вдали от интриг и брезгливо к ним относился. В общении прост, умел дружить с людьми и говорил обдуманно и доброжелательно. Богданов-Бельский был высокий, плотный мужчина с умными светлыми глазами, чисто русский тип. В движениях медлителен, внешне спокоен, на голове едва заметная плешь. Всегда гладко выбрит. Не мелочный, с некоторым размахом, но все в меру. Он не любил «сплеча» ругнуть, входил в суть дела и делал осторожные заключения. Жил вдали от интриг и брезгливо к ним относился. В общении прост, умел дружить с людьми и говорил обдуманно и доброжелательно. (Из воспоминаний П.И.Гроссена о Н.П.Богданове-Бельском)
«Человек – великое творение Бога, и к нему надо относиться с уважением, нет ничего легче забросать его грязью,от чего добра не бывает: отмыть-то её трудно». «Человек – великое творение Бога, и к нему надо относиться с уважением, нет ничего легче забросать его грязью,от чего добра не бывает: отмыть-то её трудно». (Н.П.Богданов-Бельский)
Дети Латгалии «А и люблю же я своих латгальских ребятишек – Сашек, Машек, Петек, Гришек, их загорелые лица и лепет!»
«Кажется будто вся земля, как цветами, испещрена и населена детскими всходами, пестротой и суетой, радостью, наивностью и прелестной непосредственностью» «Кажется будто вся земля, как цветами, испещрена и населена детскими всходами, пестротой и суетой, радостью, наивностью и прелестной непосредственностью» (из газеты «Сегодня», №46 от 15 февраля 1932 г.)
«В церкви» (1939) Откуда-то звучит Священное Писание, И где-то слышится божественный напев. Внимают чутко им в торжественном молчании Пять юных дев. В их юные сердца незримый западает На почву мягкую евангельский посев. Пречистой Девы лик любовно осеняет Пять чистых дев.
Юбилейная выставка художника (март 1936 г.) 4 тысячи посетителей ( для частных выставок количество посетителей небывалое!) «Выставка прекрасна. В ней свежесть, дух земли, разнообразие тем, красок, мотивов, сюжетов, фигур, лиц, стран, городов, настроений. Времен года – вся жизнь всё то, что мы видим, встречаем, о чем мечтаем, что любим и чем наслаждаемся. Это живая жизнь, воскрешенная старина, это мир, спасенный от забвения» (из статьи П.Пильского)
«Богданов-Бельский – популярный русский художник из группы передвижников, со славным прошлым и признанными заслугами, сохранил верность русским типам, которые он встречал у нас в Латгалии. Технически его картины великолепно написаны и разработаны безупречно в реалистически-импрессионистическом духе». «Богданов-Бельский – популярный русский художник из группы передвижников, со славным прошлым и признанными заслугами, сохранил верность русским типам, которые он встречал у нас в Латгалии. Технически его картины великолепно написаны и разработаны безупречно в реалистически-импрессионистическом духе».
«В школу» (1941)
«Пастушок» (1941)
Семья В 1922 г. художник познакомился с Антониной Максимилиановной Эрхард, которая была замужем за немцем. В 1927 г. она развелась с мужем, оставив себе двух сыновей – Герта и Клауса. В январе 1932 г. А.М.Эрхард и Н.П.Богданов-Бельский обвенчались в Риге в православном Христорождественском храме.
К концу 1930-х гг. художник стал болеть, сказывался возраст и беспрерывная работа. К диабету в к.1939 г. прибавилась новая болезнь, пришлось прибегнуть к операции. К концу 1930-х гг. художник стал болеть, сказывался возраст и беспрерывная работа. К диабету в к.1939 г. прибавилась новая болезнь, пришлось прибегнуть к операции. В первой половине 1940-х гг., во время немецкой оккупации Богданов-Бельский продолжает писать. Известность его в западных странах и в Германии, немецкое происхождение жены способствовали получению заказов. По-прежнему о его творчестве публикуют газеты. В 1943 г. в Риге на немецком языке выходит монографический альбом «Богданов-Бельский. Жизнь и творчество русского художника».
Осень 1944 года была для художника тревожной. Наступление советских войск заставило его семью принять решение об отъезде в Германию. Корреспондент газеты «Сегодня» застал его за мольбертом, на котором стоял небольшой холст с начатым по этюду латгальским пейзажем. На вопрос корреспондента об отъезде Николай Петрович ответил: «Да, правда, хочу уехать, я уже стар, мне семьдесят шесть лет, жена с сыновьями уезжают на родину. Ведь они немцы... Что же я здесь один-то буду делать? Как буду жить? Я теперь часто прихварываю, а жена и дети так внимательны ко мне. Недавно я ездил в Латгалию... написал много этюдов и сделал много зарисовок, пополнил художественный материал». Осень 1944 года была для художника тревожной. Наступление советских войск заставило его семью принять решение об отъезде в Германию. Корреспондент газеты «Сегодня» застал его за мольбертом, на котором стоял небольшой холст с начатым по этюду латгальским пейзажем. На вопрос корреспондента об отъезде Николай Петрович ответил: «Да, правда, хочу уехать, я уже стар, мне семьдесят шесть лет, жена с сыновьями уезжают на родину. Ведь они немцы... Что же я здесь один-то буду делать? Как буду жить? Я теперь часто прихварываю, а жена и дети так внимательны ко мне. Недавно я ездил в Латгалию... написал много этюдов и сделал много зарисовок, пополнил художественный материал». В конце 1944 года Николай Петрович с женой выехали в Германию и после долгих мытарств, под частыми бомбежками, прибыли в Берлин. Тяжелобольного художника жена привозит в клинику знаменитого профессора Зауэрбруха. Операцию Николай Петрович не перенес. Его не стало 19 февраля 1945 года.
Н.П.Богданов-Бельский, выходец из простой крестьянской семьи, достигший славы благодаря большому таланту, нашел последний приют среди русских князей, на Тегельском православном кладбище Берлина. Н.П.Богданов-Бельский, выходец из простой крестьянской семьи, достигший славы благодаря большому таланту, нашел последний приют среди русских князей, на Тегельском православном кладбище Берлина.
Память о всемирно-известном художнике, бывшем воспитаннике педагога-новатора, создателя авторской народной школы С.А.Рачинского живет в стенах музея села Татева Оленинского района Тверской области , носящим его имя, и ее свято берегут нынешние питомцы Татевской школы имени С.А.Рачинского. Память о всемирно-известном художнике, бывшем воспитаннике педагога-новатора, создателя авторской народной школы С.А.Рачинского живет в стенах музея села Татева Оленинского района Тверской области , носящим его имя, и ее свято берегут нынешние питомцы Татевской школы имени С.А.Рачинского.
Презентация подготовлена членами краеведческого кружка МОУ Татевской СОШ им.С.А.Рачинского под руководством зам.директора по УВР, учителя истории и обществознания, руководителя музея им.Н.П.Богданова- Бельского (с.Татево Оленинского района Тверской области) Марченковой В.М. с использованием материалов музея и альбома «Богданов-Бельский»(изд. «Белый город», Москва, 2005 г.)