Вступление За многие столетия, прошедшие со дня смерти царя Ивана IV Васильевича Грозного, ни в отечественном общественном сознании, ни в научной литературе так и не установилось какого-либо однозначного, тем более единого мнения о личности и деятельности государя. Разные точки зрения возникли уже при жизни царя…
Двойственное восприятие личности и деятельности Ивана Грозного сохраняется до сих пор. Поэтому на сегодняшний день можно выделить три основные направления в оценке Ивана Грозного: Двойственное восприятие личности и деятельности Ивана Грозного сохраняется до сих пор. Поэтому на сегодняшний день можно выделить три основные направления в оценке Ивана Грозного: Обличительное (А.М. Курбский, П.И. Ковалевский, С.Б. Веселовский, А.Г. Кузьмин и др.); Апологетическое (официальные летописи XVI в., К.Д. Кавелин, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, И.П. Фроянов и некоторые другие); Объективистское, сторонники которого, с одной стороны, признают значительный вклад царя в созидание Российского государства, с другой стороны, обличают его деспотические наклонности (В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов, А.А. Зимин, В.Б. Кобрин, Б.Н. Флоря, А.Л. Юрганов, С.В. Перевезенцев и др.).
В таких ситуациях обычно советуются с личным врачом. На Руси тогда было мало лекарей, и все – из иностранцев. Некогда при Грозном состоял Елисей Бомель (Бомелиус) родом из Вестфалии, изучавший медицину в Кембридже. Он прибыл в Москву в 1570 г. и уже через год стал лейб-меди­ком и астрологом правителя. Бомелиус не только лечил семью Ивана IV и ближних бояр – он искусно владел тайной ядов. Но в 1579 г. лекарь был уличен в заговоре и казнен. В таких ситуациях обычно советуются с личным врачом. На Руси тогда было мало лекарей, и все – из иностранцев. Некогда при Грозном состоял Елисей Бомель (Бомелиус) родом из Вестфалии, изучавший медицину в Кембридже. Он прибыл в Москву в 1570 г. и уже через год стал лейб-меди­ком и астрологом правителя. Бомелиус не только лечил семью Ивана IV и ближних бояр – он искусно владел тайной ядов. Но в 1579 г. лекарь был уличен в заговоре и казнен. Наследственность или среда?
А может, Иван был просто психически больным человеком? В конце XIX века психиатр П. И. Ковалевский утверждал, что царь был подвержен неврастении, страдал паранойей с манией преследования и врожденным слабоумием. Без сомнения, в личности Ивана немало патологических черт – раздражительность, нетерпимость, мучительство, почти навязчивые идеи убийства (в одном лишь синодике Кирилло-Белозерского монастыря записано 3470 его жертв). Многие исследователи утверждают, что Грозный в жестокости превзошел Нерона и Калигулу и будто к 1570 г. он был на грани сумасшествия – тогда ходили слухи, что Бог наслал на царя неизлечимую болезнь: «Болезнь неисцельно ему сотвори». А может, Иван был просто психически больным человеком? В конце XIX века психиатр П. И. Ковалевский утверждал, что царь был подвержен неврастении, страдал паранойей с манией преследования и врожденным слабоумием. Без сомнения, в личности Ивана немало патологических черт – раздражительность, нетерпимость, мучительство, почти навязчивые идеи убийства (в одном лишь синодике Кирилло-Белозерского монастыря записано 3470 его жертв). Многие исследователи утверждают, что Грозный в жестокости превзошел Нерона и Калигулу и будто к 1570 г. он был на грани сумасшествия – тогда ходили слухи, что Бог наслал на царя неизлечимую болезнь: «Болезнь неисцельно ему сотвори».
Религиозные объяснения. Начало этому положил опять же А.М. Курбский, который был уверен, что причины изменений, произошедших в Иване Грозном, лежат в области его религиозных предпочтений: царь изменил христианскому долгу, предал христианские истины, его поработил Сатана. Впрочем, в измене христианству обвинял самого Курбского и Иван Грозный в своих посланиях. Видимо, дело заключалось в различном толковании христианских истин царем и опальным князем. Религиозные объяснения. Начало этому положил опять же А.М. Курбский, который был уверен, что причины изменений, произошедших в Иване Грозном, лежат в области его религиозных предпочтений: царь изменил христианскому долгу, предал христианские истины, его поработил Сатана. Впрочем, в измене христианству обвинял самого Курбского и Иван Грозный в своих посланиях. Видимо, дело заключалось в различном толковании христианских истин царем и опальным князем. Только в последние годы значительная часть специалистов и публицистов стали обращать внимание на роль религиозного фактора в деятельности царя Ивана Грозного (А.Л. Юрганов, С.В. Перевезенцев, А.И. Филюшкин, митрополит Иоанн, И.П. Фроянов и др.). Более того, стремление объяснить деяния Ивана Грозного через призму его религиозных воззрений — это сегодня, наверное, самая популярная и самая влиятельная точка зрения.
Однако все умозаключения психиатров и историков относятся к категории недоказанных предположений. Что же на самом деле известно о состоянии здоровья царя?
Из истории болезни Отрок Иван был акселератом: к 13 годам он выглядел настоящим мужчиной. По утверждению Фрейда, ранняя сексуальная зрелость затрудняет в дальнейшем возможность контроля над сексуальным влечением со стороны высших нервных центров и повышает навязчивый характер этих влечений. В 17 лет Иван женится на Анастасии Захарьиной-Кошкиной, и этот брак был счастливым. Но через 13 лет Анастасия умирает, и Иван, обладавший, по свидетельству очевидцев, крепким здоровьем и изрядной физической силой, тяжело заболевает. С этого времени начинается его странная привязанность к юродивым, он даже позаимствовал у них многие черты для собственного поведения – притворное самоуничижение, скоморошество, буйство, похабство, блаженство,Эксгумация
Современные выводы медиков Современные эксперты пришли к заключению: Иван Грозный не был отравлен, он умер от хронического сифилиса и протекавшей на его фоне ртутной интоксикации, проведя биохимический анализ костных останков Ивана IV…
Спасибо за Спасибо за ВНИМАНИЕ!