К научно-практической конференции школьников 2010г. Проект: «Сравнительная характеристика конституций РСФСР (1918) и СССР (1924,1936)» Учащихся 10 класса«Б» Дмитрия Нанактаева Виталия Землянского Учитель Чернигина И.С.
План 1) Введение 2) Цели и задачи 3) Конституция 1918 г. - Государственное устройство по конституции 1918 г. - Особенности конституции 1918 г. 4) Конституция 1924 г. - Государственное устройство по конституции 1924 г. - Особенности конституции 1924 г. 5) Конституция 1936 г. - Государственное устройство по конституции 1936 г. - Особенности конституции 1936 г. 6) Тенденции в изменении государственного устройства 7) Список использованной литературы
Введение Развитие Конституционного права является важнейшим шагом на пути становления правового государства. Конституции РСФСР и СССР позволяют проследить хронологию важнейших изменений в политической структуре государства, устройстве общества, распределении властей. Эффективный конституционный механизм защиты прав человека уже создан. Он есть, хотя действует не всегда в меру заключенных в нем больших возможностей. Причиной тому, является нежелание (и неумение) очень многих граждан самим активно осуществлять и защищать в рамках Конституции РФ свои права и свободы. Не секрет, что большинство граждан уповает на то, что их собственные права и свободы будут воплощаться в жизнь без их личных усилий, стараниями одних только госслужащих, сторонних чиновников. В целях повышения уровня правовой грамотности следует знать какой путь был пройден в развитии российского конституционного права.
Цели и задачи При создании этой презентации, мы ставили перед собой цель найти закономерности в развитии конституционного права РСФСР и СССР Нашей задачей было изучить тексты трёх конституций и выделить основные изменения в них
Государственное устройство по конституции 1918 г.
1918 Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК. Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории, местным советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование «демократического централизма». Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся». Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее. Комплекс провозглашенных конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным.
Государственное устройство по конституции 1924 г.
1924 С изменением административно-территориального деления менялись и советские органы, также появилось деление ЦИК на палаты. Депутаты избирались населением прямым открытым голосованием на избирательных собраниях из кандидатов коммунистов и беспартийных. Устанавливался перечень лиц лишенных избирательных прав, аналогичный Конституции РСФСР 1918 года \m/. Количество лишенных избирательных прав уменьшалось: в городах в 1923 году — 8,2%, в 1934 году — 2,4%.
Государственное устройство по конституции 1936 г.
1936 Тенденции к эмансипации: Статья 135 закрепила, что выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от пола имеют право участвовать в выборах. Депутатом также мог стать любой гражданин - независимо от принадлежности к полу. Статья 137 закрепила, что «женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами». Конституционное закрепление равенства, а именно право избирать и быть избранным было обеспечено в течение длительного времени специальными политическими установлениями Коммунистической партии СССР. Демократия по социалистически включала в себя, как необходимый элемент, представительство женщин во всех структурах власти.
Тенденции в изменении государственного устройства Основные тенденции в развитии государственного устройства РСФСР и СССР таковы: Усложнение федеральной системы. Увеличение значения местной власти в автономиях. Изменения в структуре главного управляющего органа. Разделение на палаты которые совместно согласовывают законопроекты выдвинутые органами обладающими законодательной инициативой. Спорные вопросы решаются с помощью конфликтной комиссии. В 1936 вводится постоянный орган государственной власти, Верховный Совет СССР, вместо собирающихся несколько раз в год Всероссийского Съезда Советов и Всесоюзного Съезда Советов. Рост чиновничьего аппарата. Усиление бюрократизации власти. В 1936 году вместо Комиссариатов вводятся Министерства, не обладающие коллегиями, которые могли бы оспаривать их решения. Также министерства делились на Общесоюзные и Союзно-республиканские, тогда как почти все Комиссариаты имели отделения в союзных республиках. Также намечаются тенденции к эмансипации (особенно в конституции от 1936 г.) Nuff said.
Список использованной литературы Текст конституции РСФСР от 1918 г. Текст конституции СССР от 1924 г. Текст конституции СССР от 1936 г. «История Советской Конституции в документах» 1957 г. Липатов А.А., Савенков Н.Т., Студеникин С.С. «Конституция России: природа, эволюция, современность» 1997 г. Авакьян С.А. История национально-государственного строительства СССР 1917-1908 гг.