ТЕМА: КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В 12–13 ВЕКАХ
ЦЕЛЬ УРОКА: Дать общую характеристику состояния русской культуры в 12 -13 веках. Познакомить с особенностями Новгородской земли и Владимиро – Суздальского княжества.
ПЛАН УРОКА: Особенности культуры12-13 веков Накопление научных знаний Литература Зодчество Живопись Влияние ордынского владычества на русскую культуру.
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ В 12-13 ВЕКАХ Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Древнерусская культура получила новые источники развития. В каждом княжестве стали складываться собственные культурные традиции. В культуре Новгорода и Пскова проявились черты, соответствующие духу вечевых порядков и активности населения. Культура Владимиро – Суздальской Руси дала образцы торжественности и пышности, подчеркивая силу и значение владимирских князей.
НАУКА Религиозное объяснение того, что происходит в природе не способствовало развитию научных знаний. Фактический материал накапливался за счет описания природных явлений. В земледелии, ремесленном производстве, архитектуре использовались сведения
НАУКА по математике, механике, астрономии, химии. Уровень этих знаний на Руси был высокий. Военные походы и путешествия способствовали накоплению географических знаний. Образованный человек имел представление о Китае, Индии, Египте. На Руси появились врачеватели -лечьци (лекари).Самым знаменитым был Агапит.
ЛИТЕРАТУРА С 12 века начинается период в истории русского летописания. Владимиро- суздальские летописи отражали интересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси. Историю своих земель рассматривали как продолжение истории Древнерусского Государства, а своего князя рассматривали как приемников киевских князей. В новгородском летописании фигура князя отсутствовала.
ЛИТЕРАТУРА «Поучение» Владимира Мономаха Оно состоит из трех частей: собственно "Поучения", автобиографии и письма к князю Олегу Святославичу. Основная тема "Поучения" – представление о нравственном поведении человека и властелина. Рисуя образ идеального правителя, князь Владимир Всеволодович приводил примеры из собственной жизни. Центральной идеей является идея укрепления единства Древнерусского государства
ЛИТЕРАТУРА «МОЛЕНИЕ ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА», памятник древнерусской литературы 13 в.; по форме — послание, сочетающее высокую книжность со скоморошьим балагурством. Даниил – сторонник сильной княжеской власти. Он создает идеальный образ князя-защитника всех обездоленных. Который «силой и грозой»сможет установить твердый порядок.
ЛИТЕРАТУРА «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ», памятник древнерусской литературы В основе сюжета — неудачный половецкий поход Игоря Святославича 1185. Частный эпизод русско-половецких войн претворен в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее — призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага.
ЗОДЧЕСТВО НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ Каменное зодчество утратило былую монументальность. Храмы стали строить небольшими и одноглавыми.
ЗОДЧЕСТВО НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ
ЗОДЧЕСТВО НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ В 1198 году близ Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице.
ЗОДЧЕСТВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ Большого расцвета каменное зодчество достигло во Владимиро- Суздальской земле. Архитектура отличалась пышностью и торжественностью
УСПЕНСКИЙ СОБОР Памятник владимиро-суздальской школы. Построенный в 1158-1160 годах, он послужил образцом при строительстве более поздних соборов. Сооружен из белого тесаного камня по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского.
УСПЕНСКИЙ СОБОР
УСПЕНСКИЙ СОБОР
БОГОЛЮБОВО Основан в 1158-1165. Входит в «Золотое кольцо» России. Город Боголюбов был первым каменным градом Северной Руси, свидетелем возвышения, славы и трагической гибели одного из выдающихся людей Древней Руси — князя Андрея Боголюбского
АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ В БОГОЛЮБОВЕ
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ Входит в «Золотое кольцо» России. Построена в 1165 в полутора км от Боголюбово. Стоит в стороне от селений, среди пойменных лугов и озер, при впадении реки Нерль в Клязьму.
ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР во Владимире, памятник русской архитектуры. Построен в 1194-1197 и первоначально входил в комплекс княжеского дворца.
ЖИВОПИСЬ В церковном искусстве стали присутствовать бытовые сюжеты. Русские художники вносили в произведения авторскую манеру письма.
ЖИВОПИСЬ В новгородская живописи преобладали яркие краски, в лицах святых было меньше строгости, они приобретали славянские черты
ЖИВОПИСЬ Фрески Владимиро – Суздальской земли тоже были яркими и красочными. На них изображались реальные события и человеческие образы. На иконах святые походили на князей-заказчиков.
ВЛИЯНИЕ ОРДЫНСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА НО РУССКУЮ КУЛЬТУРУ Разрушены церкви и монастыри Забыты многие виды ремесла Прекратилось каменное строительство,утрачено искусство резьбы по белому камню Приостановилось развитие фресковой живописи Исчезли библиотеки, школы Прервалось летописание
ВЫВОД: В период политической раздробленности русская культура переживала подъем. Местные различия обогащали русскую культуру. Именно в культуре проявились идеи укрепления единства Русской земли.