Иль я не знаю, что, в потёмках тычась, Иль я не знаю, что, в потёмках тычась, Вовек не вышла б свету темнота, И я - урод, и счастье сотен тысяч Не ближе мне пустого счастья ста? И разве я не мерюсь пятилеткой, Не падаю, не поднимаюсь с ней? Но как мне быть с моей грудною клеткой И с тем что всякой косности косней? Напрасно в дни великого совета Где высшей страсти отданы места, Оставлена вакансия поэта: Она опасна, если не пуста. Б. Пастернак. 1931 г.
Общими тенденциями культуре 20-30 годов, можно назвать переплетение двух процессов – развитие культуры и её идеологизация. Подчинение политическим целям сталинского руководства. Культурная революция.
Особенности развития культуры. Дальнейшие успехи в развитии образования (обязательное начальное образование, в городах семилетнее, грамотность – 87, 4 процента). По мере возрастания тоталитарных тенденций, резко возросла идеологизация всей системы образования и воспитания.
На фоне развития высшего образования, роста численности людей с высшим образованием. На фоне развития высшего образования, роста численности людей с высшим образованием. Развёрнуты репрессии против интеллигенции, идёт планомерное уничтожение мыслящей, творческой части общества.
«Мы видим, как марксизм превращается в эмоциональную и интеллектуальную замену православного христианства с Марксом вместо Моисея, Лениным вместо Мессии и собраниями их сочинений вместо писания этой новой атеистической церкви» «Мы видим, как марксизм превращается в эмоциональную и интеллектуальную замену православного христианства с Марксом вместо Моисея, Лениным вместо Мессии и собраниями их сочинений вместо писания этой новой атеистической церкви» (А. Тойнби).