Князь Владимир Святославович – духовный родоначальник русского народа
Владимир I Святославович (около 960-1015) Немногие имена в истории могут сравниться по значению с именем князя Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовную судьбу русского православного народа.
Оглавление Древнерусское государство в середине X века Родословная князя Владимира Княжеские усобицы Первые годы правления Владимира Крещение Руси Ратные дела Владимира после крещения Последние годы жизни князя Владимира Роль князя Владимира в истории
К середине X века Русь представляла объединение восточно-славянских и финских племен, обитавших вдоль торгового пути «из варяг в греки». К середине X века Русь представляла объединение восточно-славянских и финских племен, обитавших вдоль торгового пути «из варяг в греки». Этот союз держался за счет военной силы княжеских дружин и общих торговых интересов. Духовно-нравственной составляющей в объединении племён не было.
Отец Отец Мать Малуша, ключница княгини Ольги Дед Бабка Прадед
Святослав раздаёт сыновьям города В 970 году князь Святослав, отправляясь в Дунайскую Болгарию, наделяет своих сыновей городами. Ярополка он сажает княжить в Киев, а Олега – в древлянский город Овруч. Новгородцы по совету Добрыни (брата Малуши, матери Владимира) просят Святополка посадить к ним Владимира.
Усобицы. Причины и повод После гибели Святослава в 972 году его сыновья стали княжить каждый в своем городе. Причиной раздора между сыновьями Святослава были корыстные цели их опекунов и других бояр. Поводом к началу войны стало убийство Олегом охотившегося в древлянских угодьях Люта, сына Свенельда, воеводы Ярополка.
В 977 году Ярополк идёт войной на Олега. В первом же бою Олег погибает, спасаясь бегством. Владимир узнаёт об этом и бежит к варягам. В 980 году Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться».
Владимир покоряет Полоцк Владимир просит у князя Полоцкого Рогволда себе в жёны его дочь Рогнеду, которая была уже сговорена за Ярополка. Рогнеда отказала Владимиру, сказав, что не хочет идти за сына рабыни, чем сильно оскорбила Владимира и Добрыню. Владимир собрал многочисленную дружину, напал на Полоцк, убил Рогволда и двух его сыновей, а Рогнеду взял в жены.
Владимир и Ярополк Владимир с большим войском пошел на Ярополка. Ярополк со своей дружиной затворился в Киеве. Владимир вступил в сговор воеводой Ярополка по имени Блуд, чтобы тот помог убить своего князя. Блуд предал Ярополка, уговорил его не выходить на битву, а бежать в Родню, город в устье реки Рось.
Владимир убивает Ярополка Владимир занял Киев и осадил Ярополка в Родне. Блуд уговорил Ярополка просить мира. Ярополк пришёл в отчий теремной двор и там был убит варягами по велению Владимира. Владимир взял в жёны вдову своего брата.
Начало княжения Владимира в Киеве И стал Владимир княжить в Киеве, а в Новгороде посадил Добрыню. На холме за теремным двором Владимир поставил идолов. То же самое сделал Добрыня в Новгороде. Люди называли идолов богами и приносили им жертвы, в том числе человеческие.
Военные походы князя Владимира до 988 г. В год 981 отвоевал у Польши Перемышль, Червен и другие города. В 981 и 982 годах усмиряет вятичей, вышедших из подчинения после смерти Святослава. В год 983 завоевал землю ятвягов. В 984 году побеждает радимичей, отказавшихся платить дань. В 985 году ходил на волжских болгар, победил их и заключил с ними мир. Постоянно приходится отражать набеги печенегов.
Иоанн и Феодор В 982 году после победы над ятвягами Владимир с боярами решили принести идолам человеческие жертвы. Жребий пал на юношу Иоанна, сына варяга Феодора. Оба они были христиане. Феодор не отдал сына пришедшим за ним, обругал идолов, сказав: «Не боги это, а дерево, нынче есть, завтра сгниёт». Говорил ещё Феодор, что Бог один, который сотворил небо и землю, а эти боги ничего не сделали. Толпа с яростью бросилась на Феодора и Иоанна и убила их .
Закат язычества Случай с Иоанном и Феодором произвёл сильное впечатление на киевлян. Торжество язычества оказалось ложным. Ярость народа утихла, но проповедь Феодора осталась в памяти. Владимир начал понимать всю несостоятельность язычества.
Несостоятельность славянского язычества Славянское язычество было бедно и бесцветно по сравнению с другими религиями Восточной Европы. У славян не было ни храмов, ни книг, ни сложившегося культа. Оно не давало ответа на важные вопросы: о смысле жизни и о существовании человека после смерти. Язычество не в состоянии было сплотить разрозненные племена.
Выбор веры В 986 году Владимиру предлагали свою веру мусульмане, латинские христиане, хазарские иудеи и греки. Сильное впечатление произвел на него греческий философ, показавший в заключение беседы картину Страшного суда. По совету бояр Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Вернувшись, послы хвалили греческую веру: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе». Бояре тут же заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».
Причины выбора восточного христианства К тому моменту на Руси сложились благоприятные условия для приятия христианства. В Киеве и в других южных городах уже было много христиан среди воинов и купцов. Сказалось воспитание, полученное Владимиром при дворе княгини Ольги. Произвели впечатления беседы греческого философа. Сыграли свою роль рассказы о красоте греческих богослужений. Благодаря трудам Кирилла и Мефодия были переведены на славянский язык книги Нового Завета.
Взятие Херсонеса В 988 году Владимир захватил греческий город Херсонес. Отсюда он отправил послов к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царицы Анны. Те ответили ему: «Не пристало христианам выдавать жён за язычников». Тогда Владимир объявил: «Я крещусь, ибо ещё прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи».
Прибытие царицы Анны в Херсонес Анна не хотела идти за Владимира, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». Братья уговорили её, сказав: «Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны». Анна села на корабль и отправилась через море. В Херсонесе царицу Анну встречали с поклоном.
Крещение князя Владимира В то время Владимир был поражён слепотой. Прибывшая в Херсонес Анна посоветовала ему не медлить с крещением. Владимир принял крещение с именем Василий. При выходе из купели он сразу прозрел и прославил Бога. После крещения привели царицу для совершения брака. Владимир вернул Херсонес грекам как вено (выкуп) за царицу.
Низвержение кумиров В Киеве повелел Владимир опрокинуть идолов, одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы к Днепру и приставил 12 мужей колотить его палками, чтобы показать его ничтожество. Когда поплыл Перун по реке, то приставлены были мужи, чтобы отталкивать его от берегов, пока не пройдет он пороги.
Крещение Киева После первых проповедей священников многие киевляне с радостью крестились, но далеко не все. Тогда Владимир объявил по всему Киеву, что если кто не явится на другой день к реке, тот будет врагом князю. На следующий день на Днепре состоялось массовое крещение киевлян. Владимир радовался, что познал Бога сам и люди его.
Распространение христианства на Руси Владимир велел крестить народ по всем городам. Приказал он также ставить церкви на местах, где стояли идолы. Чтобы увеличить число священников из русских, князь велел отдавать детей в книжное учение. Христианство на Руси распространялось в основном мирной проповедью и убеждением.
Строительство первого каменного храма В 989 году Владимир задумал построить каменную церковь Успенья Пресвятой Богородицы в Киеве на месте мученической кончины Феодора и Иоанна. Для этого он позвал мастеров из Византии. По окончании строительства князь отдал туда иконы, сосуды и кресты, взятые в Херсонесе. Также повелел отдавать на содержание церкви десятую часть княжеских доходов. Поэтому она называется Десятинной.
Преображение князя Владимира Владимир отпускает всех своих жён и становится честным супругом Анны. Разгул на пирах с дружиной заменяет братским общением. Князь разрешает бедным брать на своём дворе пищу, питие и из казны деньги. Для немощных и больных он велит развозить по городу всё необходимое. Князь милует разбойников, и лишь после внушения от священников соглашается казнить злодеев в исключительных случаях.
Значение принятия христианства Формируются политические, торговые, культурные, родственные связи с другими государствами. Развивается зодчество, в том числе каменное. Развивается изобразительное искусство. Распространяется грамотность среди населения. Искореняются дикие языческие нравы. Укрепляются семейные отношения. Устанавливаются духовные связи между сословиями. Начинается процесс духовного объединения племён в единый народ.
В 992 году Владимир вновь завоёвывает хорватов, которые были покорены ещё Олегом. В 992 году Владимир вновь завоёвывает хорватов, которые были покорены ещё Олегом. Постоянно отражает набеги печенегов. Для защиты от набегов кочевников строит города по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне. В эти города Владимир набрал лучших мужей от славян с севера.
В 1014 году князь Новгородский Ярослав, сын князя Киевского Владимира, восстал против отца, отказавшись присылать в Киев 2000 гривен ежегодно. В 1014 году князь Новгородский Ярослав, сын князя Киевского Владимира, восстал против отца, отказавшись присылать в Киев 2000 гривен ежегодно. В 1015 году, готовясь к войне с сыном, Владимир умер 15 июля в Берестове. Таким образом Владимир был избавлен от войны с сыном, и был сохранён будущий Великий князь Киевский Ярослав Мудрый.
Правление князя Владимира стало поворотным моментом в истории России и во многом определило её будущее. Правление князя Владимира стало поворотным моментом в истории России и во многом определило её будущее. Оно положило начало процессу формирования единого многонационального гражданского общества, единого русского народа. Русь начинает обретать черты цивилизованного государства. Православная Церковь почитает князя Владимира Святым равноапостольным. Народ назвал своего духовного родоначальника Красным Солнышком.
«Владимир имел широкую душу, которая в молодости могла повести его к излишествам, освященным, впрочем, языческими понятиями, и которая в летах зрелых, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа.» «Владимир имел широкую душу, которая в молодости могла повести его к излишествам, освященным, впрочем, языческими понятиями, и которая в летах зрелых, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа.»
Выбери правильный вариант ответа! Первый город, в котором княжил Владимир. В каком году Владимир принял крещение? В каком городе Владимир принял крещение? Как называлась первая каменная церковь в Киеве. Кочевники, регулярно нападавшие на Русь при Владимире. Кто не предлагал Владимиру свою веру?
Источники иллюстраций https://ru.wikipedia.org http://портал1.рф http://www.news.news.imha.ru http://museum-painting.dp.ua http://artcyclopedia.ru http://kainsk-eparhia.ru http://art-assorty.ru http://fil.arts.in.ua http://poluostrov-krym.com http://yup__28.arts.in.ua
Использованная литература и Интернет-ресурсы Ишимова А.О. История России для детей. М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., «ЭКСМО», 2003. Ключевский В.О. История России. М., «ЭКСМО», 2005. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., «ЭКСМО», 2004. Повесть временных лет. М.,«ЭКСМО», 2012. Соловьёв В.М. История России для детей и взрослых. М., «Белый город», 2003. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. М., Издательство социально-экономической литературы, 1962. http://www.pravoslavie.ru/put/3487.htm. Александр Парменов. Равноапостольный князь Владимир. Часть 1: Начало княжения, усиление язычества. http://www.pravoslavie.ru/put/3496.htm. Александр Парменов. Равноапостольный князь Владимир. Часть 2: Крещение Руси. http://www.pravoslavie.ru/news/23310.htm. Святой равноапостольный великий князь Владимир.