Ученика 8 «А» класса Дёмкина Павла Художественная культура России первой половины 19 века
Русская литература Театр Живопись Архитектура План
Одна из главных проблем была проблема укрепления национального самосознания. Наиболее ярким примером сочетания литературной работы и деятельности стало творчество Николая Васильевича Карамзина. Несмотря на симпатии к республиканским идеям, свой выбор Карамзин делает в пользу самодержавия, а тем самым – единого и сильного Российского Государства. 1. Русская литература
Карамзин Николай Михайлович
Появление романтизма в русской литературе связано с именами Василия Андреевича Жуковского, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского Появление романтизма
Василий Андреевич Жуковский Кондратий Фёдорович Рылеев
Вильгельм Карлович Кюхельбекер Одоевский Александр Иванович
Основателем «натуральной школы» (критический реализм) явился Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Шинель», положившая, наряду с другими его работами, начало «гоголевскому периоду» русской литературы (30-40-e гг.) «натуральная школа»
Итог Первая половина XIX века стала временем становления современного литературного языка, основанного на традициях народной речи и сменившего тяжеловесную письменную речь предшествующего века.
В русском театре смена художественных направлений происходила так же быстро, как и в литературе. В конце XVIII-начале XIX в. на сцене русских театров господствовал классицизм с присущими ему античными и мифологическими сюжетами, внешней парадностью. В 20-30-е гг. в театре все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом актеров на внутренних переживаниях героев и героико-трагедийной тематикой пьес. С 40-х гг. начинается новая страница в истории театра, связанная с развитием реалистического направления. Основоположник реализма на русской сцене – Михаил Семенович Щепкин, выходец из крепостных. 2. Театр
Михаил Семенович Щепкин
Важной особенностью развития театра в те годы было то, что единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделён на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический). В Петербурге самым известным был Александринский театр, отличавшийся от более демократичного Московского Малого своим официальным характером. Важная особенность
В этот период происходит отказ от классицизма со свойственными ему библейско-мифологическими сюжетами, преклонением перед классическим наследием Греции и Рима. Растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей. 3. Живопись
Карл Павлович Брюллов В работе «Последний день Помпеи» (1830 – 1833) – он впервые в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы. В этой работе Брюллова обозначилось стремление к реализму. Оно проявилось во всех его картинах – «Автопортрет», «Всаднице» и др. Крупнейшая фигура классицизма в русской живописи
Орест Адамович Кипренский Портретисты Василий Андреевич Тропинин
Основным произведением его жизни стала картина «Явление Христа народу», над созданием которой художник трудился 20 лет (1837-1858). Основная идея картины – уверенность в необходимости нравственного обновления людей. Каждый человек из множества изображенных на картине индивидуален и неповторим. Художнику удалось показать высокое предназначение просвещения, Слова, способного, указать народу путь к лучшему будущему Александр Андреевич Иванов
Явление Христа народу
Основоположник критического реализма в русской живописи. В своих жанровых картинах он сумел выразить крупные социальные проблемы. Такими стали, например, его работы «Свежий кавалер» (1846) и «Сватовство майора» (1848), в которых мы видим драматизм ситуаций, критическую позицию автора по отношению к действительности. Павел Андреевич Федотов
Центром художественной жизни России того времени стало открытое в 1832 г. в Москве Училище живописи, ваяния и зодчества.
В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX в. Являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. 4. Архитектура
Андреян Дмитриевич Захаров Крупнейшие представители русского амира Андрей Никифорович Воронхин
Казанский собор
С началом упадка классицизма в 30-е гг. начинает распространяться «русско-византийский» стиль. Архитектором Константином Андреевичем Тоном в этом стиле были созданы храм Христа Спасителя (1837-1889), Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, Николаевский (ныне – Ленинградский) вокзал и др.