В 1368 году в истории Китая начался длительный и противоречивый этап, вошедший в анналы как период Мин (1368—1644 гг.). В эту эпоху, особенно в XV—XVI веках, Китай переживал экономический расцвет и подъем культуры. В то же время Китай минского времени — «страна одновременно и блестящая и нищая, полная творческих сил и в то же время раздираемая острейшими социальными конфликтами». К постройкам эпохи Мин относятся самые крупные и известные ансамбли средневекового Пекина: императорский Запретный город и ансамбль Храма Неба.
Храм Неба раскинулся на огромной площади в южной части Внешнего города, вдали от городской суеты. Считалось, что такое окраинное положение способствует свободному общению императора, сына Неба, со своими божественными предками. Территория храма занимает около 280 гектаров. Создание такого большого комплекса соответствовало масштабам китайской столицы. Храм Неба был связан с главнейшими государственными ритуалами жертвоприношения Небу, властвующему над судьбами человека. В своих величавых формах храм воплотил представления о вселенной, сложившиеся в Китае еще во времена глубокой древности. Храм Неба раскинулся на огромной площади в южной части Внешнего города, вдали от городской суеты. Считалось, что такое окраинное положение способствует свободному общению императора, сына Неба, со своими божественными предками. Территория храма занимает около 280 гектаров. Создание такого большого комплекса соответствовало масштабам китайской столицы. Храм Неба был связан с главнейшими государственными ритуалами жертвоприношения Небу, властвующему над судьбами человека. В своих величавых формах храм воплотил представления о вселенной, сложившиеся в Китае еще во времена глубокой древности.
Общая площадь, занимаемая храмом Неба, составляет 266,7 га. Территория храма обнесена двумя стенами. Внешняя стена, которая охватывает всю территорию храма, составляет 6625 метров. Длина внутренней стены, окружающей здания храма – 5287 метров. Общая площадь, занимаемая храмом Неба, составляет 266,7 га. Территория храма обнесена двумя стенами. Внешняя стена, которая охватывает всю территорию храма, составляет 6625 метров. Длина внутренней стены, окружающей здания храма – 5287 метров.
Обширная территория, на которой расположен ансамбль храма, обнесена двумя рядами глухих стен, окрашенных в красный цвет, и образует в плане квадрат, символизирующий Землю. Круглые здания беломраморного резного алтаря и храмов, увенчанных синими коническими крышами, символизируют Небо (круг — знак солнца или Неба). Такое сочетание квадрата и круга обозначает союз неба и земли. Беспрерывно варьируясь и повторяясь, эти знаки круга и квадрата вместе с остроконечными синими вершинами конических крыш — символами Неба — как бы напоминают о беспрерывном круговороте стихий. Обширная территория, на которой расположен ансамбль храма, обнесена двумя рядами глухих стен, окрашенных в красный цвет, и образует в плане квадрат, символизирующий Землю. Круглые здания беломраморного резного алтаря и храмов, увенчанных синими коническими крышами, символизируют Небо (круг — знак солнца или Неба). Такое сочетание квадрата и круга обозначает союз неба и земли. Беспрерывно варьируясь и повторяясь, эти знаки круга и квадрата вместе с остроконечными синими вершинами конических крыш — символами Неба — как бы напоминают о беспрерывном круговороте стихий.
В пределах внешних стен находятся второстепенные помещения — Зал Великого Неба (Хуанцяньдянь), кухня для небожителей (Шэньчу), павильон для заклания жертвенных животных (Цзайшэ-тин). Здесь же расположен дворец Чжайгун, где император накануне совершения обрядов постился в течение трех дней. Весь этот живописный ансамбль свободно разбросанных среди деревьев и цветов зданий создает особый духовный настрой, освобождая человека от мирской суеты и забот перед обрядом вознесения молитв небу. В пределах внешних стен находятся второстепенные помещения — Зал Великого Неба (Хуанцяньдянь), кухня для небожителей (Шэньчу), павильон для заклания жертвенных животных (Цзайшэ-тин). Здесь же расположен дворец Чжайгун, где император накануне совершения обрядов постился в течение трех дней. Весь этот живописный ансамбль свободно разбросанных среди деревьев и цветов зданий создает особый духовный настрой, освобождая человека от мирской суеты и забот перед обрядом вознесения молитв небу.
Главные постройки храмового ансамбля — Храм Молений об урожае, Храм Небесного свода и Алтарь Неба. Они расположены за внутренними стенами, вытянувшись по прямой линии с севера на юг. Их окружают густые рощи вечнозеленых кедров. Обширная территория, на которой расположились эти главные сооружения Храма Неба, распланирована в соответствии с традиционными представлениями о взаимодействии активных и пассивных сил, составляющих единство мироздания. Выложенная светлыми каменными плитами «Дорога духов» протяженностью 600 м соединяет три главные постройки комплекса. Эта дорога символизирует образ «пути Вселенной» — дао, важнейший образ китайского средневекового искусства. Участники ритуала, неторопливо шествуя торжественной процессией по «Дороге духов», должны были созерцать и постигать красоту храмового ансамбля — его зданий, белокаменных резных оград и ворот — и тем самым как бы приобщаться к законам и ритмам мироздания. Главные постройки храмового ансамбля — Храм Молений об урожае, Храм Небесного свода и Алтарь Неба. Они расположены за внутренними стенами, вытянувшись по прямой линии с севера на юг. Их окружают густые рощи вечнозеленых кедров. Обширная территория, на которой расположились эти главные сооружения Храма Неба, распланирована в соответствии с традиционными представлениями о взаимодействии активных и пассивных сил, составляющих единство мироздания. Выложенная светлыми каменными плитами «Дорога духов» протяженностью 600 м соединяет три главные постройки комплекса. Эта дорога символизирует образ «пути Вселенной» — дао, важнейший образ китайского средневекового искусства. Участники ритуала, неторопливо шествуя торжественной процессией по «Дороге духов», должны были созерцать и постигать красоту храмового ансамбля — его зданий, белокаменных резных оград и ворот — и тем самым как бы приобщаться к законам и ритмам мироздания.
Первым на «Дороге духов» перед путниками открывалось центральное и самое высокое здание: круглый храм Циняньдянь, Храм Молений об урожае, построенный в XV веке и перестроенный в XVIII—XIX столетиях. Здесь совершались ритуалы жертвоприношений Небу и Земле, возносились молитвы о даровании богатого урожая. Высота храма составляет 38 м. Он представляет собой ротонду, выкрашенную красным лаком, стоящую на трехступенчатой белокаменной террасе. Храм увенчивает трехъярусная конусообразная крыша, облицованная ярко-синей глазурованной черепицей. Здание храма Циняньдянь, ставшее сегодня эмблемой современного Китая, является центром всего ансамбля Храма Неба. Первым на «Дороге духов» перед путниками открывалось центральное и самое высокое здание: круглый храм Циняньдянь, Храм Молений об урожае, построенный в XV веке и перестроенный в XVIII—XIX столетиях. Здесь совершались ритуалы жертвоприношений Небу и Земле, возносились молитвы о даровании богатого урожая. Высота храма составляет 38 м. Он представляет собой ротонду, выкрашенную красным лаком, стоящую на трехступенчатой белокаменной террасе. Храм увенчивает трехъярусная конусообразная крыша, облицованная ярко-синей глазурованной черепицей. Здание храма Циняньдянь, ставшее сегодня эмблемой современного Китая, является центром всего ансамбля Храма Неба.
Внутри храма Циняньдянь нет ни алтаря, ни статуй, так характерных, например, для буддийских храмов. Человек, приходящий в Храм Молений об урожае, как бы призван непосредственно общаться с небом. Круглое здание храма лишено стропил и поперечных балок. Стоящие по кругу в три ряда 28 могучих деревянных столбов, на которые опираются расположенные по кругу перекладины, оставляют свободной центральную часть интерьера и открывают уходящий вверх ступенчатый купол. Внутри храма Циняньдянь нет ни алтаря, ни статуй, так характерных, например, для буддийских храмов. Человек, приходящий в Храм Молений об урожае, как бы призван непосредственно общаться с небом. Круглое здание храма лишено стропил и поперечных балок. Стоящие по кругу в три ряда 28 могучих деревянных столбов, на которые опираются расположенные по кругу перекладины, оставляют свободной центральную часть интерьера и открывают уходящий вверх ступенчатый купол.
В храме Циняньдянь нет ни одной случайной детали — все подчинено символике, уходящей корнями в традиционные верования китайцев. Колонны окрашены в красный цвет — цвет огня. Огонь символизирует брачный союз Неба и Земли. Четыре центральные колонны храма, высотой 19,2 м, символизируют четыре времени года: весну, лето, осень, зиму. Двенадцать колонн среднего ряда — 12 месяцев года. Двенадцать колонн наружного ряда обозначают 12 двухчасовых отрезков времени суток. Все вместе двадцать восемь колонн символизируют 28 созвездий. В храме Циняньдянь нет ни одной случайной детали — все подчинено символике, уходящей корнями в традиционные верования китайцев. Колонны окрашены в красный цвет — цвет огня. Огонь символизирует брачный союз Неба и Земли. Четыре центральные колонны храма, высотой 19,2 м, символизируют четыре времени года: весну, лето, осень, зиму. Двенадцать колонн среднего ряда — 12 месяцев года. Двенадцать колонн наружного ряда обозначают 12 двухчасовых отрезков времени суток. Все вместе двадцать восемь колонн символизируют 28 созвездий.
К югу от храма Циняньдянь, далее по «Дороге духов», на значительном расстоянии от главного храма, находится малый храм Хуанцюнюй — Храм Небесного Свода, окруженный широкой стеной. Он выглядит как трехступенчатая терраса с алтарем на вершине. Его окружают две стены — наружная квадратная, символизирующая Землю, и внутренняя круглая, символизирующая Небо. В храме хранятся ритуальные таблицы небесной сферы. К югу от храма Циняньдянь, далее по «Дороге духов», на значительном расстоянии от главного храма, находится малый храм Хуанцюнюй — Храм Небесного Свода, окруженный широкой стеной. Он выглядит как трехступенчатая терраса с алтарем на вершине. Его окружают две стены — наружная квадратная, символизирующая Землю, и внутренняя круглая, символизирующая Небо. В храме хранятся ритуальные таблицы небесной сферы.
Третьим главным сооружением ансамбля является Алтарь Неба, где приносились жертвенные дары Небу. Это круглая ступенчатая трехъярусная пирамида, постепенно сходящаяся к самому верху и сооруженная из белого, искрящегося на солнце мрамора. Диаметр основания алтаря составляет 67 м. Четыре ведущие на вершину лестницы и многочисленные уступы алтаря окружены мраморными балюстрадами, украшенными резными изображениями драконов и фениксов, — это знаки дождя и солнца. Всего балюстрада имеет 360 таких фигурных столбиков, что соответствует числу градусов, на которые астрономы разделяют небесный свод. Все плиты алтаря также расчерчены по радиусам на нумерологические знаки. В союзе Неба и Земли благоприятными считались только нечетные числа. Так, цифра 3 — число ярусов алтаря, являлась важнейшей, так как символизировала три основные силы Вселенной — небо, землю и человека; три источника света — солнце, луну и звезды; три рода уз, связывающих людей: между государем и чиновниками (справедливость), между отцом и сыном (любовь), между мужем и женой (согласие). Цифра 5, символ пяти стихий, отождествлялась со счастьем. Цифра 7 — символ добродетели. Цифра 9 (3 × 3) благоприятствовала союзу Земли и Неба, поэтому лестницы, ведущие от верхнего яруса алтаря к среднему, имеют 9 ступеней, а диаметр каждого яруса соответствует числам, кратным девяти. Третьим главным сооружением ансамбля является Алтарь Неба, где приносились жертвенные дары Небу. Это круглая ступенчатая трехъярусная пирамида, постепенно сходящаяся к самому верху и сооруженная из белого, искрящегося на солнце мрамора. Диаметр основания алтаря составляет 67 м. Четыре ведущие на вершину лестницы и многочисленные уступы алтаря окружены мраморными балюстрадами, украшенными резными изображениями драконов и фениксов, — это знаки дождя и солнца. Всего балюстрада имеет 360 таких фигурных столбиков, что соответствует числу градусов, на которые астрономы разделяют небесный свод. Все плиты алтаря также расчерчены по радиусам на нумерологические знаки. В союзе Неба и Земли благоприятными считались только нечетные числа. Так, цифра 3 — число ярусов алтаря, являлась важнейшей, так как символизировала три основные силы Вселенной — небо, землю и человека; три источника света — солнце, луну и звезды; три рода уз, связывающих людей: между государем и чиновниками (справедливость), между отцом и сыном (любовь), между мужем и женой (согласие). Цифра 5, символ пяти стихий, отождествлялась со счастьем. Цифра 7 — символ добродетели. Цифра 9 (3 × 3) благоприятствовала союзу Земли и Неба, поэтому лестницы, ведущие от верхнего яруса алтаря к среднему, имеют 9 ступеней, а диаметр каждого яруса соответствует числам, кратным девяти.
…в образе храма Неба в Пекине наглядно воплотились представления китайцев о мироздании и его законах. Вероятно, это самый большой храм в мире, целиком посвященный аграрно-заклинательным обрядам — самым древним религиозным обрядам на земле. …в образе храма Неба в Пекине наглядно воплотились представления китайцев о мироздании и его законах. Вероятно, это самый большой храм в мире, целиком посвященный аграрно-заклинательным обрядам — самым древним религиозным обрядам на земле.
天壇