PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / История / История и методология науки
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: История и методология науки


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: История и методология науки


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 История и методология науки Предмет истории и методологии науки Философия науки
Описание слайда:

История и методология науки Предмет истории и методологии науки Философия науки

№ слайда 2 Наука как социальное явление Наука – форма духовной деятельности людей, направле
Описание слайда:

Наука как социальное явление Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая целью постижение истины и открытие объективных законов.

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 Функции науки Культурная – процесс формирования человека, как субъекта деятельно
Описание слайда:

Функции науки Культурная – процесс формирования человека, как субъекта деятельности и познания Социально-регулятивная – наука как социальная сила Проективно-конструктивная Экологическая Неогуманистическая – установка на заботу о будущих поколениях

№ слайда 5 ПРЕДМЕТ И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ История науки – осмысление историче
Описание слайда:

ПРЕДМЕТ И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ История науки – осмысление исторического развития научного знания. Ее разработка началась в XIX в. во Франции.

№ слайда 6 Предмет истории науки Совокупность познавательных моделей и законов историко-нау
Описание слайда:

Предмет истории науки Совокупность познавательных моделей и законов историко-научного развития человечества.

№ слайда 7 Задачи и проблемы истории науки выявить исследователей, отметив, их заблуждения
Описание слайда:

Задачи и проблемы истории науки выявить исследователей, отметив, их заблуждения и ошибки искать ценное, но забытое, что есть в каждой науке исследование особенностей развития науки в отдельные периоды описывать механизм развития науки

№ слайда 8 выявить общие закономерности развития научного знания представления о методах и
Описание слайда:

выявить общие закономерности развития научного знания представления о методах и приемах научного мышления решения научных проблем с помощью исторической аналогии повышение культурного и научного потенциала общества

№ слайда 9 интеграцию естественно-научного и гуманитарного знания создание основы для разра
Описание слайда:

интеграцию естественно-научного и гуманитарного знания создание основы для разработки моделей развития общества расширение источниковой базы для научных исследований уточнение понятийного аппарата, совершенствование методологии исследования

№ слайда 10 Эмпирическая база истории науки научные тексты прошлого переписка ученых автобио
Описание слайда:

Эмпирическая база истории науки научные тексты прошлого переписка ученых автобиографические очерки и воспоминания

№ слайда 11 ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ИСТОРИКО-НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Презентuзм - стремление восст
Описание слайда:

ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ИСТОРИКО-НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Презентuзм - стремление восстановить прошлое науки, используя терминологический язык современности; Антuкварuзм желание восстановить прошлое в развитии научных идей без ссылок на современность.

№ слайда 12 Принцип дополнительности Антикваризм и презентизм дополняют друг друга. Презенти
Описание слайда:

Принцип дополнительности Антикваризм и презентизм дополняют друг друга. Презентизм понимает прошлое, а антикваризм его объясняет.

№ слайда 13 Кун Томас Сэмюэл (1922–1996), американский историк и философ науки невозможно пе
Описание слайда:

Кун Томас Сэмюэл (1922–1996), американский историк и философ науки невозможно перевести термин «флогистон» (вера в существование особой субстанции, которой нет в реальности) на современный язык науки. Презентистский подход к этой проблеме невозможен, она может рассматриваться только с позиции антикваризма.

№ слайда 14 Классификация наук
Описание слайда:

Классификация наук

№ слайда 15 Классификация Аристотеля (384-322г. до н.э.) Теоретическая Первая философия (мет
Описание слайда:

Классификация Аристотеля (384-322г. до н.э.) Теоретическая Первая философия (метафизика) Математика Физика Практическая Творческая Логика – органон (гр. орудие или инструмент) познания

№ слайда 16 Классификация Ф. Бэкона (1561-1626) По критерию познавательной способности челов
Описание слайда:

Классификация Ф. Бэкона (1561-1626) По критерию познавательной способности человека: память, рассудок, воображение.

№ слайда 17 История – основана на памяти Естественная Гражданская Философия – основана на ра
Описание слайда:

История – основана на памяти Естественная Гражданская Философия – основана на разуме Естественная теология Антропология Философия человека Гражданская философия Философия природы Поэзия – основана на воображении

№ слайда 18 Ключ к наукам Логика Диалектика Риторика Теория познания
Описание слайда:

Ключ к наукам Логика Диалектика Риторика Теория познания

№ слайда 19 Классификация Гегеля (1770-1831) Критерий – уровень развития абсолютной идеи или
Описание слайда:

Классификация Гегеля (1770-1831) Критерий – уровень развития абсолютной идеи или мирового духа Логика Философия природы Философия духа

№ слайда 20 Логика = Диалектика = Теория познания Учение о бытии Учение о сущности Учение о
Описание слайда:

Логика = Диалектика = Теория познания Учение о бытии Учение о сущности Учение о понятии

№ слайда 21 Философия природы Механика Физика Органическая физика Геологическая природа Раст
Описание слайда:

Философия природы Механика Физика Органическая физика Геологическая природа Растительная природа Животные организмы

№ слайда 22 Философия духа Субъективный дух Антропология Психология Объективный дух Социальн
Описание слайда:

Философия духа Субъективный дух Антропология Психология Объективный дух Социальная история Абсолютный дух Философия, наука наук

№ слайда 23 Классификация О.Конта (1798-1857) Начальная математико-астрономическая Промежуто
Описание слайда:

Классификация О.Конта (1798-1857) Начальная математико-астрономическая Промежуточная физико-химическая Конечная биолого-социологическая

№ слайда 24 Классификация Ф. Энгельса (1829-1895) По критерию форм движения материи Механика
Описание слайда:

Классификация Ф. Энгельса (1829-1895) По критерию форм движения материи Механика Физика Химия Биология

№ слайда 25 Классификация В. И. Вернадского (1863-1945) По критерию характера изучаемого объ
Описание слайда:

Классификация В. И. Вернадского (1863-1945) По критерию характера изучаемого объекта Науки где объект – вся реальность планеты, космос Науки объектом которых является Земля

№ слайда 26 Классификация наук по предмету и методу познания Науки о природе Науки об общест
Описание слайда:

Классификация наук по предмету и методу познания Науки о природе Науки об обществе Науки о познании и мышлении Технические науки Математика

№ слайда 27 По критерию практической значимости Фундаментальные Прикладные
Описание слайда:

По критерию практической значимости Фундаментальные Прикладные

№ слайда 28 Периодизация истории науки Классификация наук Периодизация - это их развертывани
Описание слайда:

Периодизация истории науки Классификация наук Периодизация - это их развертывание по оси времени в форме исторических периодов.

№ слайда 29 Этап истории это целостность, имеющая свою структуру и свои характеристики Грани
Описание слайда:

Этап истории это целостность, имеющая свою структуру и свои характеристики Границы между этапами истории гибки и подвижны

№ слайда 30 Задача периодизации истории науки понимание исторического процесса в различных ф
Описание слайда:

Задача периодизации истории науки понимание исторического процесса в различных фазах, установить специфику этих фаз, сходство и отличия, границы и связь правильное проведение границ между фазами стремиться к изучению всех ступеней, чтобы затем выделить среди них главные, «узловые».

№ слайда 31 Периодизация науки с точки зрения соотношения анализа и синтеза Аналитическая Ос
Описание слайда:

Периодизация науки с точки зрения соотношения анализа и синтеза Аналитическая Особенности: непрерывная дифференциация наук; преобладание эмпирических знаний; акцентирование внимания на исследуемых предметах, а не на их изменениях; рассмотрение природы неизменной, вне развития, вне взаимосвязи ее явлений. Включает классическое и неклассическое естествознание.

№ слайда 32 2. Синтетическая, интегративная Особенности: Возникновение междисциплинарных про
Описание слайда:

2. Синтетическая, интегративная Особенности: Возникновение междисциплинарных проблем Появление «стыковых» научных дисциплин - физхимия, биофизика, биохимия, психофизика, геохимии и др. Идет процесс построения целостной науки о природе и единой науки о всей действительности в целом. Совпадает с постнеклассическим естествознанием.

№ слайда 33 Два вида периодизации: 1) формальный, когда в основу деления истории предмета на
Описание слайда:

Два вида периодизации: 1) формальный, когда в основу деления истории предмета на соответствующие ступени кладется тот или иной отдельный «признак» (или их группа); 2) диалектический, когда основой (критерием) этого деления становится основное противоречие исследуемого предмета, которое необходимо выделить из всех других противоречий последнего.

№ слайда 34 Стёпин Вячесла в Семёнович (19 августа 1934, Минск) российский и белорусский фил
Описание слайда:

Стёпин Вячесла в Семёнович (19 августа 1934, Минск) российский и белорусский философ «В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая - науку в собственном смысле слова".

№ слайда 35 Преднаука Доклассический этап где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Зача
Описание слайда:

Преднаука Доклассический этап где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме в средние века, вплоть до 16-17 столетий.

№ слайда 36 Наука как целостный феномен Возникает в Новое время вследствие отпочкования от ф
Описание слайда:

Наука как целостный феномен Возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии три этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). Критерием данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.

№ слайда 37
Описание слайда:

№ слайда 38 Каждая из стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и
Описание слайда:

Каждая из стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою «картину мира», свои фундаментальные идеи.

№ слайда 39 Современная наука Ученых в мире более 5 млн. человек 15000 дисциплин
Описание слайда:

Современная наука Ученых в мире более 5 млн. человек 15000 дисциплин

№ слайда 40 Современная наука и общество Вектор связи «наука - общество» в XIX в. был направ
Описание слайда:

Современная наука и общество Вектор связи «наука - общество» в XIX в. был направлен от науки к обществу, так как история цивилизации выступала в качестве функции развития научных идей, в ХХ в. - от общества к науке. Наука выступает как функция развития общества.

№ слайда 41 Социальность науки Наука превращается в сложный социальный организм, включающий
Описание слайда:

Социальность науки Наука превращается в сложный социальный организм, включающий в себя социальные структуры разного типа: лаборатории, университеты, группы ученых, научное сообщество и т.д.

№ слайда 42 Понятие «научного сообщества» Раскрыто Т. Куном (1927-1996) в книге «Структура н
Описание слайда:

Понятие «научного сообщества» Раскрыто Т. Куном (1927-1996) в книге «Структура научных революций».

№ слайда 43 Научное сообщество это деятельность ученых по производству нового знания и отнош
Описание слайда:

Научное сообщество это деятельность ученых по производству нового знания и отношения между учеными. Формы социальных отношений: отношения ученых и людей других профессий, например ученых и менеджеров и т.д.; мотивация, цели деятельности, этические нормы; способы общения между учеными в ходе решения научных проблем.

№ слайда 44 Уровни научного сообщества 1) национальное научное сообщество, действующее в пре
Описание слайда:

Уровни научного сообщества 1) национальное научное сообщество, действующее в пределах того или иного государства; реализует не только нормы и ценности науки в целом, но и те ценности, которые являются главными в стране. 2) дисциплинарное научное сообщество, ограниченное рамками определенной области знания, носит интернациональный характер, исходит из поиска эффективных путей развития отрасли знания.

№ слайда 45 Общественная поддержка науки финансовая (от государства или частных фондов); мат
Описание слайда:

Общественная поддержка науки финансовая (от государства или частных фондов); материальная (земля, здания, оборудование и т.д.); интеллектуальная (приток в науку молодежи); высокий общественный статус, престиж (понимание обществом ценности науки как таковой).

№ слайда 46 Общество от науки знания, которые формируют культуру и мировоззрение новые техно
Описание слайда:

Общество от науки знания, которые формируют культуру и мировоззрение новые технологии, источники сырья, энергии и т.д. решение социальных проблем формирование интеллектуального потенциала общества в целом, осуществление научной экспертизы различных программ (социальных, экономических, политических) подготовка управленческих решений.

№ слайда 47 ОБЩИЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ НАУКИ 1) история науки как прогрессивный поступательный про
Описание слайда:

ОБЩИЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ НАУКИ 1) история науки как прогрессивный поступательный процесс (кумулятивная модель); 2) история науки как процесс развития научного знания через научные революции; 3) история науки как совокупность различных познавательных программ «кейс стадис».

№ слайда 48 Первая модель исходит из установки, что новое знание всегда совершеннее прежнего
Описание слайда:

Первая модель исходит из установки, что новое знание всегда совершеннее прежнего, поэтому историческое развитие науки это подготовка ее современного состояния. Теоретической основой данной модели стала философия позитивизма (конец XIX - начало ХХ в).

№ слайда 49 Вторая модель появилась в середине ХХ в. в связи с кризисом позитивизма. Она исх
Описание слайда:

Вторая модель появилась в середине ХХ в. в связи с кризисом позитивизма. Она исходит из идеи прерывности развития научного знания. Время от времени в науке происходят революции, принципиально меняющие парадигму и направление научного знания.

№ слайда 50 Третья модель понимает любое событие в науке как неповторимое в других историчес
Описание слайда:

Третья модель понимает любое событие в науке как неповторимое в других исторических условиях. Она допускает одновременное существование различных теорий, по-разному объясняющих одни и те же научные факты. Помимо указанных моделей история науки может изучаться через теории отдельных ученых или научных школ, исследующих определенную область научного знания.

№ слайда 51 Уровни и методы научного познания Метод – (гр. Путь к чему-либо), способ деятель
Описание слайда:

Уровни и методы научного познания Метод – (гр. Путь к чему-либо), способ деятельности, совокупность приемов, правил, способов, норм познания и действий.

№ слайда 52 Методология Система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной
Описание слайда:

Методология Система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности Учение об этой системе общая теория метода

№ слайда 53 Структура научного познания
Описание слайда:

Структура научного познания

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru