Функции исторической науки Функции исторической науки Методы изучения истории Историография истории
“Папа, объясни мне, зачем нужна история” “Папа, объясни мне, зачем нужна история” « Апология истории» Сегодня в нашей стране наблюдается небывалый рост интереса к истории. Чем он вызван, на чем основан?
«Современность и история воспринимаются большинством наших соотечественников как принципиально разные, несовместимые временные стихии.» «Современность и история воспринимаются большинством наших соотечественников как принципиально разные, несовместимые временные стихии.» «От Руси к России» Само слово «история» подразумевает «бывшее раньше», «несегодняшнее».
Мы не можем с современной точки зрения объяснить действия исторических персонажей, это значит, что они не были образованны, обладали многочисленными сословными предрассудками и вообще жили без благ научно-технического прогресса. Тем хуже для них! Мы не можем с современной точки зрения объяснить действия исторических персонажей, это значит, что они не были образованны, обладали многочисленными сословными предрассудками и вообще жили без благ научно-технического прогресса. Тем хуже для них!
К поступкам людей, живших в XVI веке, нельзя подходить с меркой XXI в. Что в государстве с развитой цивилизацией считается преступлением, то в государстве менее цивилизованном сходит всего лишь за проявление отваги, а во времена варварские, может быть, даже рассматривалось как похвальный поступок. К поступкам людей, живших в XVI веке, нельзя подходить с меркой XXI в. Что в государстве с развитой цивилизацией считается преступлением, то в государстве менее цивилизованном сходит всего лишь за проявление отваги, а во времена варварские, может быть, даже рассматривалось как похвальный поступок.
«Люди не всегда, на всем протяжении истории, мыслили и чувствовали одинаково, наоборот, несравненно более продуктивной является гипотеза о том, что в историческом источнике запечатлено иное сознание, что перед нами—«Другой» «Люди не всегда, на всем протяжении истории, мыслили и чувствовали одинаково, наоборот, несравненно более продуктивной является гипотеза о том, что в историческом источнике запечатлено иное сознание, что перед нами—«Другой» «Цивилизация средневекового Запада»
“История — это наука о прошлом” “История — это наука о прошлом”
Монета Карла Великого, изображающая Карла в традиционной римской одежде. Монета Карла Великого, изображающая Карла в традиционной римской одежде.
Б) Практическая Б) Практическая В) Прогностическая Г) Воспитательная
Мотив Цель Средство Метод Действие Результат Мотив Цель Средство Метод Действие Результат
Хронологический (линейный) Хронологический (линейный) Синхронный Историческое моделирование Статистический метод Системный Дихронный (периодизации)
Мифологическая периодизация истории (золотой век ( век Богов), серебряный, медный, героический, железный (людей) Мифологическая периодизация истории (золотой век ( век Богов), серебряный, медный, героический, железный (людей)
По выделению способов жизнедеятельности: По выделению способов жизнедеятельности: Охотниче-собирательский Пастушеский Земледельческий
Циклическая периодизация Циклическая периодизация Зарождение Зрелость Упадок
Периодизация истории как поступательно развивающейся (культурный прогресс) Периодизация истории как поступательно развивающейся (культурный прогресс) Дикость Варварство Цивилизация
Периодизация эпохи Возрождения (15-16 века) Периодизация эпохи Возрождения (15-16 века) Античный мир Средние века Новый век
На основе форм труда На основе форм труда Рабство Феодализм Период наемного труда Период свободного труда
По способу производства (марксистская периодизация). Смена следующих общественно исторических формаций: По способу производства (марксистская периодизация). Смена следующих общественно исторических формаций: Первобытная Рабовладельческая Феодальная Капиталистическая Коммунистическая
Свременная периодизация Свременная периодизация Аграрное Индустриальное Постиндустриальное
Цивилизационный подход Цивилизационный подход (история как смена локальных цивилизаций)
Отдельные элементы историописания уже можно обнаружить во II тысю до н.э на Древнем Востоке: в надписях, прославляющих деяния фараонов Египта, анналах ассирийских царей, в сюжетах Ветхого Завета Пророк Моисей Отдельные элементы историописания уже можно обнаружить во II тысю до н.э на Древнем Востоке: в надписях, прославляющих деяния фараонов Египта, анналах ассирийских царей, в сюжетах Ветхого Завета Пророк Моисей
Наука история появилась в Древней Греции. Точнее в близкой к Востоку Малой Азии Наука история появилась в Древней Греции. Точнее в близкой к Востоку Малой Азии Логографы – первые древнегреческие прозаики (а не поэты)
Первым историком принято считать Геродота, автора «Истории» в девяти томах Первым историком принято считать Геродота, автора «Истории» в девяти томах Геродот – отец истории
Однако, многие считают первым, по-настоящему историческим произведением «Историю Пелопонесской войны» Фукидида. В ней впервые был поставлен вопрос о методе исторического исследования Однако, многие считают первым, по-настоящему историческим произведением «Историю Пелопонесской войны» Фукидида. В ней впервые был поставлен вопрос о методе исторического исследования
Первая «Всеобщая история» Первая «Всеобщая история» Главная тема – завоевание Римом всего мира
Публий Корнелий Тацит – создатель «Истории» и «Анналов» Публий Корнелий Тацит – создатель «Истории» и «Анналов» Первым обратил внимание на роль личности в истории
На Древнем Востоке во III-II вв до н.э появляются первые профессиональные историки Бсыма Цянь На Древнем Востоке во III-II вв до н.э появляются первые профессиональные историки Бсыма Цянь
Главная задача истории – подтверждение Священного Писания Главная задача истории – подтверждение Священного Писания Провиденциализм – вся история это замысел (провидение) Бога – творца Аврелий Августин «О граде Божием»
Григорий Турский Григорий Турский «История Франков» в десяти книгах – часть всемирной библейской истории от Сотворения мира
Сыма Гуан (1019 – 1086 гг) Сыма Гуан (1019 – 1086 гг) Табари (839-923 гг) Якуби (?-897гг) Ибн Халдун (1332-1406)
Введение прочитать Введение прочитать Задание 2 письменно