Иван Петрович Павлов - человек и гражданин Работа ученика 8 класса АМБОУ «Средняя школа № 53»г. РязаниМарушина Андрея
Как учёного, первого русского лауреата Нобелевской премии, Ивана Петровича Павлова, чтут и помнят на всех материках и во многих странах. Но его ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ, отношению к происходящему всегда уделялось меньше внимания.
Основная цель данной работы: выяснить, чем жил, сторонником и противником чего являлся ЧЕЛОВЕК и ГРАЖДАНИН – И.П.Павлов.
Всемирно известный учёный умел яростно сражаться против насилия, в защиту жизни, чести и достоинства человека, свободы и независимости научного исследования. «Умер единственно свободный человек России» - так писала одна из американских газет в феврале 1936 года. Во всех его выступлениях проходит основная мысль: «…счастье человека – где-то между свободой и дисциплиной.Одна свобода без строгой дисциплины и правила без чувства свободы не могут создать полноценную человеческую личность, нужна какая-то середина…»
И.П.Павлов считал главным для человека развитие рефлекса цели. В ряде статей учёный непосредственно касается проблем воспитания, формирования социально полезных рефлексов цели, свободы: «Рефлекс цели имеет огромноежизненное значение для каждого из нас. Отрицательные черты русского характера: леность, непредприимчивость,равнодушие или даже неряшливое отношение ко всякой жизненной работе –это не наши коренные черты, это проклятие, наследие крепостного права.»
Личность – главная сила в истории В беседе с Горьким Павлов выразил беспокойство по поводу того, что в Советском Союзе много говорится о фабриках, пятилетках, а люди всегда остаются на втором плане: «Я держусь того, что миром двигают люди, смелые, способные люди, с большой волей. Обычно это яркие индивидуальности. Но если вы им начнёте мешать, начнёте их подгонять под середняков, что же останется? Вы только им повредите…Если человек силён и талантлив, он пробьётся всегда и везде. Только не мешайте ему…Людей, людей не забывайте, вот и я о чём волнуюсь!»
Смысл и назначение науки Иван Петрович Павлов видел в служении Родине, людям, всему человечеству. В октябре 1934 года, предвидяприближение второй мировойвойны, И.П.Павлов писал Нильсу Бору:«Сейчас наука является противоречивой,работая одновременно для счастья человечества и для его гибели.Будет ли этот вопиющий контраст когда-нибудь разрешён? Уничтожит ли когда-нибудь наука этот позор длячеловеческой мысли?»
Убеждённый сторонник мира Невозможно не вспомнить страстную речь И.П.Павловав защиту мира на XV Международном конгрессе физиологов в 1935 году.
«…Я могу понимать величие освободительной войны. Однако нельзя вместе с тем отрицать, что война по существу есть звериный способ решения жизненных трудностей, способ, недостойный человеческого ума с его неизмеримыми ресурсами...И я счастлив, что правительство моей Родины, борясь за мир, впервые в истории провозгласило: «Ни пяди чужой земли», и мы, конечно, в особенности должны сочувствовать и способствовать этому».
Свой патриотический долг в годы войны выполнили ученики И.П.Павлова: Л.А.Орбели, Э.А.Асратян, П.К.Анохин, Е.М.Крепс, М.К.Петрова и другие. Они стремились нести свои знания в госпитали, больницы, эвакопункты, чтобы своими теоретическими представлениями, своим лабораторным опытом укрепить практическую работу.
До конца своих дней Павлов оставался убеждённым сторонником мира, всю свою жизнь призывал поменять науку истреблятьлюдей на науку сохранять людей. К сожалению, голос учёного не был услышан.
Давайте слушать Павлова:может, его пророческие мысли помогут нам сейчас!
Спасибо за внимание!