История России. XIX век. Либеральные реформы 60-х – 70-х г.г. XIX века
План. 1.Реформы местного самоуправления. 2.Судебная реформа. 3.Военные реформы. 4.Реформы в области просвещения. 5.Консервативное наступление на реформы. 6.Конституционные метания. «Диктатура сердца». Персоналии. Д.А.Милютин М.Т.Лорис-Меликов. Основные понятия. Земство Нигилизм Куриальная система выборов Конституционное правление Имущественный ценз Присяжный поверенный Принципы буржуазного права Вольнослушатель Правовое государство Террор Суд присяжных Всеобщая воинская повинность Мировой суд
Реформы местного самоуправления. Одной из важнейших реформ, потребовавшихся после отмены К.П., стала реформа по созданию земств . XV – начало XVII века губные избы 1 земские избы 2 1 – подчинялись административным Приказам (во главе – губной староста); более поздний аналог – губерния. 2 – подчинялись областным Приказам (во главе – земский староста, который подчинялся воеводе); более поздний аналог – уезд. Причины реорганизации органов местного самоуправления. 1.Отдалённость руководящих чиновников от губернских и уездных органов. 2.Стремление привлечь к решению местных проблем все слои населения. 3.Желание возместить для дворян (хотя бы частично) утрату прежней власти. 4.Введение избирательного права к демократизации общества.
губернии уезды земства избирательная система К у р и и I ступень – сельский сход. II ступень - волостной сход. III ступень – выборщики. IV ступень – представители в уезд. V ступень (уездное собрание) - представители крестьян в губернские органы. Купцы, владельцы торговых и промышленных предприятий с годовым оборотом не менее 6 тыс. рублей, а также владельцы недвижимости на сумму от 600 рублей до 3,5 тыс. рублей. Имущественный ценз – не менее 200 десятин земли или недвижимого имущества на сумму 15 тыс. рублей или владельцы торговых и промышленных предприятий с годовым доходом не менее 6 тыс. рублей. землевладельцы (помещики) горожане крестьяне-общинники Реформы местного самоуправления.
выборы Материальной основой деятельности земств был специальный налог на недвижимое имущество. Земская реформа (1864 г.) Земские органы распорядительные исполнительные земские собрания земские управы Председатель – предводитель дворянства Представители всех сословий в лице депутатов (гласных) избирались на 3 года. работали 3 года. Земские учреждения решали вопросы: строительство путей сообщения; сооружение и содержание школ; строительство и содержание больниц и приютов; развитие местной торговли и промышленности и т.д. За законностью действий земств следил губернатор
выборы Все остальные налогоплательщики. Более мелкие налогоплательщики. Крупные владельцы домов, промышленных и торговых предприятий (платили в городскую казну 1/3 налогов). Преобладание крупных собственников Городские учреждения решали вопросы: благоустройства города; здравоохранения и народного образования; содержания полиции и тюрем; развития местной торговли и промышленности и т.д. Контроль: губернское по городским делам присутствие. Городская реформа (1870 г.) Городские органы самоуправления распорядительные исполнительные городская дума городская управа Городской голова Представители всех сословий. Мужчины с 25 лет, платившие налоги. К У Р И И
Выдающиеся юристы: Ф.Н.Плевако А.И.Урусов Сохранялись суды для крестьян, суды для духовенства, суды для военных и т.д. Судебная реформа (1864 г.) Принципы буржуазного права: равенство всех сословий перед законом; гласность суда; независимость судей; состязательность обвинения и защиты; выборность некоторых судебных органов. МИРОВЫЕ СУДЫ ОБЩИЕ СУДЫ город, уезд окружной суд (губерния) Мелкие уголовные и гражданские дела Сложные уголовные и гражданские дела мировой судья 12 присяжных заседателей (единолично) (утверждались губернатором) судебная палата Должностные преступления чиновников СЕНАТ
Д.А.Милютин военный министр Россия получила массовую армию современного типа. Военные реформы (1874 г.) В период с 1861 по 1874 г.г.: 1) отмена рекрутчины; 2) срок службы 6 – 7 лет; 3) льготы для окончивших ВУЗы; 4) военная служба для всех сословий с 20 лет введение всеобщей воинской повинности; 5) реформирование военно-учебных заведений; 6) открытие новых военных учебных заведений; 7) отмена телесных наказаний; 8) льготы для единственных кормильцев семьи; 9) перевооружение армии и флота; 10) обучение грамоте солдат; 11) изменение системы боевой подготовки. 12) сокращение армии в мирное время и увеличение её в военный период за счёт обученного резерва.
Реформы в области просвещения (1864 г.) Июнь 1864 г. – Положение о начальных народных училищах начальные школы различных типов государственные земские церковно-приходские воскресные Ноябрь 1864 г. – Устав гимназий и прогимназий гимназии классические реальные Июнь 1864 г. – Устав для университетов восстановление автономии С начала 1864 г. – развитие женского образования женские гимназии курсы вольнослушателей при университетах
Консервативное наступление на реформы 1861 г. – отставка либеральных чиновников, активных участников разработки крестьянской реформы Ланского С.С. и Милютина Н.А. министр внутренних дел Валуев П.А. 1866 г. – отставка министра просвещения Головнина А.В. Толстой Д.А. 1871 г. – реформа среднего школьного образования ликвидация реальных гимназий введение классических гимназий нового типа реальные училища Ограничение университетской автономии. Усиление контроля за деятельностью земских органов (ограничение гласности собраний, отчётов, печатных изданий).
Конституционные метания. «Диктатура сердца». Террористическая деятельность тайных организаций Петербург Харьков Одесса временные генерал-губернаторы с чрезвычайными полномочиями Перестройка полицейских органов Ослабление цензуры Отставка некоторых консервативных чиновников М.Т.Лорис-Меликов Создание проекта Конституции (1825-1888) Начальник Верховной распорядительной комиссии при МВД 1 марта 1881 г. Александр II одобрил проект Конституции, а через несколько часов император был убит террористами (студент И.Гриневицкий).
Основное содержание доклада М.Т.Лорис-Меликова о проекте Конституции 1. Завершить «великое дело государственных реформ» и привлечь для этой цели общественные силы. 2. Создать для разработки соответствующих законов из представителей земств и городов две временные комиссии – административно-хозяйственную и финансовую. 3. Проекты законов направить для обсуждения в Общую комиссию, состоящую из выборных представителей земского и городского самоуправления. 4. После одобрения Общей комиссии законопроекты предполагалось направить в Государственный совет, в заседании которого входили бы 10-15 выборных из Общей комиссии. 5. Утвердить проект Конституции должен был император.