Другого способа перенять чужой опыт не было . Во все времена отцы и деды, матери и бабушки передавали свой жизненный опыт младшему поколению, учили детей и внуков всему, чего знают сами. Однако десятки тысяч лет назад непосредственная передача жизненного опыта от старшего поколения молодежи играла бОльшую роль в познании окружающего мира, чем в наши дни. Подумайте почему? Какие источники знаний существуют в наше время? Сравните их с теми, которые были у молодежи в первобытные времена?
Ведение в историю Источники знаний о прошлом План урока:Что такое исторический источник?На какие группы можно разделить исторические источники?Как исторические источники помогают получать исторические знания?
Что такое исторический источник? Исторические источники – результаты деятельности человека, которые до нас дошли и которые помогают изучать прошлое. Что можно отнести к историческим источникам?Где их можно найти?
На какие группы можно разделить исторические источники?
На какие группы можно разделить исторические источники?Задание №1Определите к какой группе источников относятся следующие предметыГруппы источников:1.Вещественные 2.Письменные 3.Устные
На какие группы можно разделить исторические источники?Задание №2Определите к какой группе источников относятся следующие предметыГруппы источников:1.Вещественные 2.Письменные 3.Устные
Как исторические источники помогают получать исторические знания?Найти ответ на вопросНайти исторические источники, которые могут помочь найти ответ на вопрос.Исследоватьнайденныеисторическиеисточники.
Где можно найти исторические источники?Кем и когда был создан этот источник?
Как исторические источники помогают получать исторические знания?Сами по себе источники ничего не говорят. Историк, изучающий источники, должен искать в них ответ на какой-либо определённый вопрос. В зависимости от постановки вопроса источник может сообщать разную информацию.6 июля 1886, Лион — 16 июня 1944, французский историк
Как исторические источники помогают получать исторические знания?Свод законов Хаммурапи, созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.), является одним из древнейших законодательных памятников. Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901—1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Этот свод из 282 законов (37 уничтожено) представляет собой чёрный базальтовый столб.
Как исторические источники помогают получать исторические знания?На основе изучения некоторых статей законов Хамураппи составить рассказ о развитии земледелия в Месопотамии.Можем ли мы прочитать что написано?
Относится ли эти статьи к теме исследования? (§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит. (§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.
Относится ли эта статья к теме исследования?(§ 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля.Какие сельскохозяйсвтенные работы выполняли земледельцы?
Относится ли эта статья к теме исследования?(§ 49) Если человек взял у тамкара серебро и отдал тамкару возделываемое зерновое или сезамовое поле, сказав ему: «Поле обработай и зерно или же сезам, которые будут, собери и возьми», то если землепашец вырастит на поле зерно или сезам, только хозяин поля должен забрать зерно или сезам, которые будут на поле; а тамкару он должен отдать зерно за его серебро, которое он у него взял, с процентами. Он также должен возместить тамкару издержки по обработке поля. Что выращивали в Древней Месопотамии?
Относится ли эти статьи к теме исследования?§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.(§ 55) Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.Какие еще работы проводили, чтобы вырастить урожай?
Относится ли эти статьи к теме исследования? (§ 128) Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина — не жена. (§ 190) Если человек не причислил к своим сыновьям малолетнего, которого он взял в усыновление и которого он вырастил, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.
Загрузка амбара зерном. Оттиск на глине эламской печати из Суз. Начало III тысячелетия до н.э.Культовый сосуд из храма богини Инанны в Уруке. Период Джемдет-Наср. Начало 3 тыс. до н.э. Багдад, Иракский музей
Повторим:Что такое исторический источник?На какие группы можно разделить исторические источники?Как заставить «говорить» исторические источники?На что следует обращать внимание при изучении исторических источников?
Повторим:Исторические источники – результаты деятельности человека, которые до нас дошли и которые помогают изучать прошлое.Их можно разделить на три группы: устные, письменные, вещественные.Для того, чтобы найти ответ на изучаемый вопрос историку надо найти и исследовать исторические источники.Чтобы получить верную информацию следует определить подлинность и датировку исторического источника, и проверить ее по другим источникам.