Исследование физических свойств хакасского национального жилища
Цель исследования Проанализировать основные физические свойства: Ориентирование в пространстве Теплоизоляцию Освещенность Отопление Измерение времени в жилище коренного населения Хакасии
Что такое Юрта? В XVII—XIX вв. основным жилищем хакасов служила юрта — «иб» В хакасском языке слово «иб» употребляется не только в значении «юрта», но и в более широком смысле — («дом»)
В начале XIX вв. известный исследователь Сибири Г. Спасский описывал хакасскую юрту следующим образом: «Юрты сии круглы, к верху кеглеобразны; в поперечнике от 3 до 5, в вышину до 2 сажень; бока их составляются из отдельных решетен, имеющих в вышину до 2 1/2 аршин. На сих решетинах лежат тонкие шестики, сведенные в деревянный круг. Круг в поперечнике бывает около аршина и служит вместо окна для света и трубы для выхода дыма.
Как и из чего строи лась юрта. Решетчатая основа «тирме» делалась из основных планок «сыы», скрепленных между собой наперекрест через сквозные отверстия сыромятными ремешками «сарым» из конской кожи.В одном звене решеток насчитывалось до 20—30 планок (по 10 или 15 в каждой диагональной оси) длиной 200—250 см. В сложенном виде звено решетки представляло одну охапку. При установке юрты они связывались между собой, образуя цилиндрическую форму, а с внутренней стороны укреплялись кольями к земле. Высота стенки равнялась 130—150 см. Каркас обычной юрты составлялся из шести тирме. Круг дымохода — «хараачы»— соединялся из двух дуг. Полученный деревянный обод, диаметром 150—200 см, скреплялся крестовиной из выгнутых распорно-крепежных перекладин — «пугурт». Обычно их было по три с каждой стороны. Свод купола юрты составляли стропила — «ух» длиной 220—300 см. Нижним концом они прикреплялись ременными петлями за верхний край решетки, а другой стороной вставлялись в квадратные гнезда круга дымохода. Для более прочного укрепления купола круг дымохода (хараачы) поддерживался четырьмя столбами . Они были высотой 250—300 см. )». В подтаёжной местности долины Абакана для этой цели устанавливался только один столб — «суран». Он наклонно вкапывался у края очага справа от дверей и со временем чернел от копоти. Летом юрту покрывали берестой, а зимой— войлоком. Причем, чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его сверху еще закрывали берестой. Богатые хозяева покрывали юрты белым войлоком, иногда узорчатым. Например, в 1704 г. у князя Улагача казаки захватили «цветную юрту со всяким убранством».
Схема юрты
Физические свойства юрты
Юрта - ориентир Юрта устанавливалась так, что ее вход всегда был расположен на восток, поэтому она служила людям компасом в ненастную погоду или темное время суток.
Теплоизоляция Зимой юрту покрывали войлоком, так как войлок плохой проводник тепла, за счет того, что между его шерстинками содержится воздух, а чтобы он не намокал от дождя и снега, его сверху покрывали берестой. Береста плохо проводит влагу (отталкивает ее). Береста белая, светлая является хорошим отражателем солнечных лучей, по этому летом в юрте всегда прохладно.
Освещение юрты Освещалась юртаОчагомЖирникамиЧерез дымовое отверстие, которое служило вместо окна.
Отопление Юрты Огонь особо почитался у народов Саяно-Алтая. Огонь являлся оберегом семьи и дома. Его представляли в образе пожилой женщины, которую называли «от инезЬ» («мать огня») Ее обязательно кормили перед каждым приемом пищи. Особенно ею чтилась жирная каша на сметане — «потхы».Утром, пока в огонь не бросят несколько кусочков пищи или не брызнут айраном, из дома не выходили. На очаг нельзя было наступать и сметать мусор, иначе осерчает, и ты заболеешь. Огонь в другую юрту не давали, а после захода солнца даже не разрешали выходить с прикуренной от очага трубкой. Можно только принести огонь из отцовского крова в новую юрту отделившегося сына, дабы последнего опекало счастье родителей.
Отапливалась юрта, за счет расположенного в ее центре очага. Тепло по юрте, распространялось за счет излучения, от очага шли тепловые лучи и за счет конвекции,циркуляции потоков воздуха.
Определение времени
Летом солнечными часами у хакасов служила юрта, двери которой строго ориентировались на восток, а внутреннее убранство имело традиционное расположение. Когда солнце поднималось на «длину повода коня», то лучи освещали внутренний круг дымохода. В это время скот выгоняли на пастбище. Затем солнце, поднявшись «на высоту аркана», проникало к женскому изголовью кровати, что соответствовало летом 8-9 часам утра. Это считалось временем завтрака. Далее солнечный луч, медленно продвигаясь по северной (женской) стороне, освещал первую буфетную полку (Ki4ir 1лгор) и к обеду достигал второй полки (улуг шгбр). К четырём часам вечера луч падал на кадку с айраном. В это время надо была пригонять домой телят. Наконец, солнце скользило по верхней части дымохода над дверью и исчезало из юрты. Это означало, что солнце опустилось на «длину повода коня» и наступила пора загонять скот в хлева и доить коров.
Мы живем на священной хакасской земле, поэтому должны знать традиции, обычаи и уклад коренного населения. В своих исследованиях я рассмотрел физические основы юрты.Мои исследования будут полезны для расширения кругозора и могут быть использованы на уроках НРК, СОВРЕМЕННАЯ ХАКАСИЯ, а также на классных часах.