Образовательная система «Школа 2100» 5 классУрок 21 Тема: Индия – родина Будды
В чём противоречие? Учение Будды – отказ от удовольствий – вряд ли прельщало людей. Половина жителей Индии была буддистами.
Проблема урока: Почему учение Будды нашло столько сторонников?
Версии: Учение объяснило смысл жизни. Оно вселило надежду на хорошие изменения.
Черты учения Будды Великая идея равенства духовных возможностей людей вместо варн. Путь спасения – избавление от желаний, отказ от человеческих соблазнов и пороков. Состояние нирваны.
Индийский царь Ашока В детстве Ашока был очень живым и резвым ребёнком, и сладить с ним было очень трудно. Единственное к чему у него лежало сердце — это охота, вскоре он стал искусным охотником.Ашока не был красив. Но ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении. Поэтому Ашоку любили и уважали все чиновники и простой люд. Биндусара заметил его способности к управлению, и хоть Ашока был молод, назначил его наместником Аванти.
Ашока запретил жертвоприношения. Использование принудительных работ также было упразднено. Был составлен список охраняемых животных, запрещена охота ради удовольствия и бесцельное выжигание лесов. Было налажено производство и экспорт медицинского сырья с целью употребления не только для медицинских нужд, но и в ветеринарии, а также создана сеть соответствующих медицинских учреждений. Развлечениям прежних правителей Ашока предпочитал паломничества, раздачу подарков и встречи с простыми людьми.По всей империи Ашока инициировал строительство объектов социального назначения. Была создана сеть университетов, бесплатных гостиниц, каналов, ирригационных систем и пр. Была также обновлена и всеиндийская система дорог.Но самой большой своей заслугой Ашока считал деятельность, направленную на исправление нравов, которую он развернул среди подданных.
Судя по различным источникам, Ашока не сразу принял буддизм. При дворе своего отца он занимался с учёными различных школ — ортодоксальных и так называемых еретических направлений. Затем Ашока посетил буддийскую общину, выяснил основы учения Будды и стал упасака, то есть светским последователем буддизма. В эдиктах он сам рассказывает об эволюции своих взглядов. В первое время император не уделял особого внимания буддийской общине, но затем, после личного знакомства с жизнью буддийских монахов в столице, стал активно поддерживать буддистов и помогать общине. Особенно интерес к буддийскому учению, к его этическим нормам усилился после войны с Калингой, когда специальное значение приобрела политика дхармавиджаи — распространения основных норм поведения (дхармы), хотя последователем буддизма Ашока стал ещё до начала войны.
Будучи буддистом. Ашока в течение всего царствования оставался мирянином и не выпускал из своих рук бразды правления. Мнение некоторых учёных о том, что Ашока будто бы был царём-монахом, ушедшим в конце царствования в буддийский монастырь, противоречит имеющимся материалам источников. Столь же неправильна и точка зрения о том, что буддизм при Ашоке был государственной религией.Оказывая буддийской общине особое покровительство, Ашока не превратил буддизм в государственную религию. Главной чертой его религиозной политики была веротерпимость, и он придерживался этой политики в течение почти всего периода своего царствования.
Почему учение Будды нашло столько сторонников? Буддизм привлекал многих людей новыми нравственными ценностями, которые предполагали в первую очередь духовное равенство перед нирваной, независимо от происхождения. Как нравственно-религиозные нормы оказывают влияние на общество, так и изменения в состоянии общества порождают новые религиозные и нравственные учения.
Домашнее задание: Прочитать §18, подготовить ответы на вопросы перед ним. Продолжите заполнять таблицу «Религии Древнего мира»