Домашнее задание §26 читать; ответить на вопросы к §26; выучить новые слова и записатьопределения в словарь; выполнить задания в рабочей тетради к §26.
Духовная жизнь в 30-е гг. Урок 27.
План урока Развитие образованияВласть и наукаНаучные достиженияСоциалистический реализм. Советский кинематографМузыкальное и изобразительное искусствоЛитература. Театр
1. Развитие образования 30-е гг. вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной революции» значительное повышение по сравнению с дореволюционным временем образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениямкультуры насаждение безраздельного господства марксистско-ленинского учения в науке, образовании и всех областяхтворческой деятельности В условиях проводившейся в СССР экономическоймодернизации особое внимание уделялось повышению образовательного и профессионального уровня населения
1. Развитие образования Развитие образования
2. Власть и наука Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали Группа биологов и философов во главе с Т.Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной лженаукой». Разработки советских генетиков были свернуты, впоследствии многиеиз них были репрессированы,в том числе и Н.И. Вавилов
2. Власть и наука Самое пристальное внимание Сталин уделял истории, ибоконтроль над историей означал контроль над памятью народа Сталин выбирал из русскогопрошлого то, что ему былонужно: героев, чертыхарактера, врагов и друзей государстваИван Грозный - чтобы показать историческую неизбежность суровой расплаты с врагами государства; Петр I - чтобы подчеркнуть величие замыслов вождя; Александр Невский - в период обострения советско-германских отношений Появилась новая отрасль исторической науки- история партии В 1938 г. был выпушен «Краткий курс истории ВКП(б)», который Сталин не только очень тщательно отредактировал, но и написал для пего один из параграфов.
2. Власть и наука И хотя часть фактов в учебнике была подтасована и искажена в угоду возвеличивания роли Сталина, каждое слово, каждое его положение должно было восприниматься как истина в последней инстанции
3. Научные достижения Идеологические догмы и строгий партийный контроль сильно отразились на состоянии гуманитарных наук Естественные науки, хотя и испытывали на себе последствия вмешательства партийных и карательных органов, достиглизаметных успехов
4. Социалистический реализм. Советский кинематограф Социалистический реализм, соцреализм — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве СССРначиная с 1930-х годов, тесно связанный с идеологией и пропагандойОфициально одобрен с 1932 года партийными органами в литературе и искусстве. мастера искусства обязаныбыли отображать советскую жизнь не такой, какой онабыла в действительности, а такой, какой она должна быть в обещанном социализме описывать реальность«точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием». 2. согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе.
4. Социалистический реализм. Советский кинематограф «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими длянас являются кино и цирк» В.И. Ленин
4. Социалистический реализм. Советский кинематограф «Путёвка в жизнь» - советский художественный фильм, драматическая история оперевоспитании подростков в трудовой коммуне в первые годы советской власти. Первый советский звуковой фильм. Премьера фильмасостоялась 1 июня 1931 г.
4. Социалистический реализм. Советский кинематограф В этот же период закладываются традиции советского детского и юношеского кинематографа. Появляются киноверсии известных произведений В. Катаева («Белеет парус одинокий»), А. Гайдара («Тимур и его команда»), А. Толстого («Золотой ключик»).
4. Социалистический реализм. Советский кинематограф Особой популярностью у людей всех возрастов пользовались музыкальные кинокомедии Г. Александрова музыкальные кинокомедии И. Пырьева
4. Социалистический реализм. Советский кинематограф Любимым жанром стали исторические картины Они лучше, нежели любой учебник, формировали нужные вождю стереотипы, способствуя созданию определенного психологического состояния общества
5. Музыкальное и изобразительное искусство Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна,Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского.
5. Музыкальное и изобразительное искусство Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера изобразительного искусства
5. Музыкальное и изобразительное искусство В 30-е г г значительное внимание уделялось развитию всех видовмонументального искусства. Монументы Ленину, Сталину, руководителям партии и государства, революционерам и героям Гражданской войны, ученым и литераторам стали непременным атрибутом городской жизни Архитектура 30-х гг. отличается пышностьюи великолепием, монументальностью, тяготением к традициям неоклассицизма Здание МГУ на Воробьевых горах1949-1953 гг.
6. Литература. Театр Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура не моглине оказать влияния на общий уровень массовой литературнойпродукции В 1931 г. окончательно вернулся на родину М. Горький.А. Н. Толстой закончилна родине трилогии «Хождение по мукам», создал роман «Петр I»
6. Литература. Театр М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, пишет роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». М. А. Булгаков подарил миру книгу «Мастер и Маргарита»
6. Литература. Театр Согласно канонам соцреализма образцом в театральном искусствестал МХАТ
Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. Образование, паука, литература, художественная культура были взяты под строгий партийныйконтроль, испытывали идеологическое давление. Тем не менее советская культура имела большие достижения.