Духовная жизнь советского общества XX век История России
План урока. 1.«Ждановщина». 2.Литература. 3.Театр и кино. 4.Музыка. 5.Образование. 6. Научные дискуссии.
Задание на урок. Какую политику и почему проводили советские власти в сфере науки и культуры после войны?
1.«Ждановщина». Сотрудничество с западны-ми странами в годы вой-ны создало возможности для расширения культур ных контактов.В совет-скую культуру стали про никать элементы либера лизма.В условиях «холод ной войны» была развер нута компания против «западного влияния»,ко- торую возглавил секре-тарь ЦК по идеологии А. Жданов.В 1948 г.нача-лась компания по борьбе с космополитизмом, и СССР вновь оказался в культурной изоляции.
2.Литература. В литературе главное мес-то занимала военная те-матика( «Повесть о нас-тоящем человеке»Б.По-левого, «Молодая гвар-дия»А.Фадеева, «В око-пах Сталинграда»В.Нек-расова.).В романах «Кру-жилиха»В.Пановой, «Пе-рвые радости» К.Федина и др.центральное место занял процесс возрожде-ния мирной жизни.В это время стремительно раз-вивалась национальная литература.Во весь го-лос заявили о себе Р.Гам затов,Д.Кугультинов,К.Кулиев и др.
2.Литература. В то же время власть уси-лила партийный конт-роль над литературой.В 1946 г. В постановлении ЦК ВКП резкой крити-ке подверглись журналы «Звезда» и «Ленинград», которые опубликовали на своих страницах про-изведения М.Зощенко и А.Ахматовой.«Ленинг-рад» был закрыт, а в «Звезде» сменилось руко водство. Проводником партийной политики в литературе стал,учреж-денный в 1946 г.журнал «Партийная жизнь»
3.Театр и кино. В послевоенные годы подверглось критике обраще-ние к историческому прошлому.ЦК осудил «идеа-лизацию…царей,ханов», а так же постановку пьес западных авторов и «потакание обывательским вкусам и нравам».В соответствующем постановле-нии ставилась задача увеличить число постановок посвященных «пафосу борьбы за коммунизм», по-этому удачных постановок было немного.
3.Театр и кино. Кадр из фильма С.Герасимова «Молодая гвардия» В кинематографе яркими событиями стали «Молодая гвардия»С.Герасимова, «Повесть о настоящем че-ловеке»А.Столпера, «Весна»Г.Александрова и др.В тоже время резкой критике подверглись: 2-я серия «Ивана Грозного» С.Эйзенштейна, «Адмирал На-химов» В.Пудовкина, «Большая жизнь» Л.Лукова. Эти фильмы на долгие годы были положены на полку и не выходили на большие экраны.
4.Музыка. П.Вильямс Д.Д.Шостакович По окончании войны сеть музыкальных театров и концертных учреждений была быстро восстанов-лена.В Москве регулярно проводились декады на-циональной музыки.В к. 40-х были созданы круп-ные произведения- «Медный всадник»Р.Глиера, «Великая дружба»В.Мурадели, «Каменный цве-ток» С.Прокофьева и др.Но в 1948 г. ЦК подверг критике Мурадели,Шостаковича,Прокофьева и Хачатуряна за «антинародную направленность»
5.Образование. Ф.Решетников. Опять двойка. После войны быстрыми темпами шло восста-новление системы обра-зования.в 1950 г.в стра-не насчитывалось 222 тыс.школ.Расходы на образование выросли в 2,5 раза.Страна продол-жила, прерванный вой-ной переход ко всеобще му обязательному семи-летнему образованию. Восстановление эконо-мики требовало квали-фицированных специа-листов, поэтому к 1947 г.был превзойден дово-енный уровень ВУЗов и студентов.За 5 лет было подготовлено 650000 специалистов.
6. Научные дискуссии. В науке характерной чертой времени стали «дискуссии», использо-ванные властями для усиления партийного влияния и сведения счетов с оппонентами. В 1948 г.на сессии ака-демии ВАСХНИЛ была разгромлена генетика. В исторической науке прогрессивным деятел-ем был объявлен И. Грозный.Кибернетика была объявлена буржу-азной наукой.Любой западный опыт в лю-бой науке отвергался как враждебный и не-верный.