ДРЕВНИЙ РИМ Выполнили студентки 1 курса экономического факультета группы М 111 Б Русакова Ксения и Фёдорова Екатерина
Началом истории Рима считается 10 в. до нашей эры. В это время появляются первые поселения на холмах Палатин, Эсквилин, Кривинал, Виминал, Капитолий, Авентин и Целий. Началом истории Рима считается 10 в. до нашей эры. В это время появляются первые поселения на холмах Палатин, Эсквилин, Кривинал, Виминал, Капитолий, Авентин и Целий.
Древние римляне жили в условиях первобытно-общинного строя. Население делилось на 300 родов. Каждые 10 родов составляли курию. 10 курий (100 родов) составляли трибу (племя). Внутри римского общества отнюдь не царило равноправие. Люди по своему материальному положению делились на две группы – патрициев и клиентов, по аналогии – богатых и бедных. Патриции выступали в роли покровителей. Они защищали клиентов в суде и растолковывали им их права. Древние римляне жили в условиях первобытно-общинного строя. Население делилось на 300 родов. Каждые 10 родов составляли курию. 10 курий (100 родов) составляли трибу (племя). Внутри римского общества отнюдь не царило равноправие. Люди по своему материальному положению делились на две группы – патрициев и клиентов, по аналогии – богатых и бедных. Патриции выступали в роли покровителей. Они защищали клиентов в суде и растолковывали им их права.
Патриции были наиболее полноправны. Они пользовались поддержкой своей курии и рода. Через куриатные собрания они могли влиять на порядок управления. Кроме того, при Ромуле действовал такой совещательный орган, как Сенат. Туда входили сто человек благородного происхождения из состава царской дружины. Сенаторы были весьма состоятельны и имели своих советников. Таким образом, к VI в. до нашей эры общественный строй Рима имел все признаки военной демократии: народное собрание, участниками которого были вооруженные воины, совет старейшин и вождь. Патриции были наиболее полноправны. Они пользовались поддержкой своей курии и рода. Через куриатные собрания они могли влиять на порядок управления. Кроме того, при Ромуле действовал такой совещательный орган, как Сенат. Туда входили сто человек благородного происхождения из состава царской дружины. Сенаторы были весьма состоятельны и имели своих советников. Таким образом, к VI в. до нашей эры общественный строй Рима имел все признаки военной демократии: народное собрание, участниками которого были вооруженные воины, совет старейшин и вождь.
В момент опасности плебеи защищали отечество. Подобная дифференциация населения в зависимости от происхождения принесет римскому народу множество бед. Противостояние плебеев и патрициев, бесконечные споры о правах и привилегиях приведут к замедлению процесса формирования государственного механизма. В итоге законы древнего родового строя будут разрушены. Плебеи одержат победу в этом длительном споре. В момент опасности плебеи защищали отечество. Подобная дифференциация населения в зависимости от происхождения принесет римскому народу множество бед. Противостояние плебеев и патрициев, бесконечные споры о правах и привилегиях приведут к замедлению процесса формирования государственного механизма. В итоге законы древнего родового строя будут разрушены. Плебеи одержат победу в этом длительном споре.
Подводя итог, стоит обратить внимание на существенный момент, игравший важную роль в процессе формирования государственного аппарата в Древнем Риме. Речь идет о затяжном противоборстве двух общественных групп: патрициев и плебеев. В результате бесконечных споров последним удавалось «отвоевывать» в свою пользу одну уступку за другой. Подобный общественный раскол дестабилизировал, а временами и будоражил внутреннюю жизнь римского государства. Более того, формирование определенных механизмов управления проходило дольше, чем в иных странах. Подводя итог, стоит обратить внимание на существенный момент, игравший важную роль в процессе формирования государственного аппарата в Древнем Риме. Речь идет о затяжном противоборстве двух общественных групп: патрициев и плебеев. В результате бесконечных споров последним удавалось «отвоевывать» в свою пользу одну уступку за другой. Подобный общественный раскол дестабилизировал, а временами и будоражил внутреннюю жизнь римского государства. Более того, формирование определенных механизмов управления проходило дольше, чем в иных странах.
С другой стороны, яростное отстаивание одной из социальных группировок общества своих гражданских прав во многом способствовало усилению демократических начал в системе управления. «Утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социально-политическое значение общинной земли». Принцип общины сильно тормозил развитие частной собственности, процесс разделения общества на классы. С другой стороны, яростное отстаивание одной из социальных группировок общества своих гражданских прав во многом способствовало усилению демократических начал в системе управления. «Утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социально-политическое значение общинной земли». Принцип общины сильно тормозил развитие частной собственности, процесс разделения общества на классы.
Устройство государства и общества в римской республике. Римская республика имела три основные ветви власти:
Народные собрания (комиции) были трех видов: Народные собрания (комиции) были трех видов:
Центуриатные комиции проходили на Марсовом поле. Собрание начиналось с жертвоприношения. Председатель комиции (как правило консул) громко обращался к народу с вопросом, выносимым на голосование. Люди не могли вступать в диалог с председателем, им лишь предстояло принять или отвергнуть предложение целиком. Голосование проходило по центуриям – одна центурия – один голос. Впереди всех выстраивались 18 центуриев – самых богатых граждан (в случае войны они были обязаны явиться на коне).
За всадниками выстраивались 80 центурий первого разряда. Далее следовали граждане, причисленные ко второму и третьему разряду (по 20 центурий в каждом). В 20 центуриев четвертого разряда входили еще более бедные римляне. Позади них выстраивались центурии пятого разряда из людей наибеднейших. Кроме того, особняком стояли 4 центурии: плотников, медников и две – сотни музыкантов. Всего к голосованию допускались 193 центурии. За всадниками выстраивались 80 центурий первого разряда. Далее следовали граждане, причисленные ко второму и третьему разряду (по 20 центурий в каждом). В 20 центуриев четвертого разряда входили еще более бедные римляне. Позади них выстраивались центурии пятого разряда из людей наибеднейших. Кроме того, особняком стояли 4 центурии: плотников, медников и две – сотни музыкантов. Всего к голосованию допускались 193 центурии.
Трибутные комиции В заседаниях трибутных комиций принимало участие все полноправное население округа. Основной задачей территориальных комиций было избрание народных трибунов. В последствии трибутные комиции все больше и больше наделялись законодательными полномочиями. Каждая триба имела один голос. А если собрание проходило под председательством плебейского трибуна, то его решение называлось «плебисцитом».
Куриатные комиции Куриатные комиции — собрания патрициев по куриям, восходящие к родовому строю. И если в царскую эпоху (VIII-VI века до н. э.) они решали вопросы войны и мира, а также избрания царей, то в эпоху республики, с появлением других видов комиций, потеряли политическое значение, сохранив формальное право вручения империя (верховной власти), а также право решения вопросов, связанных с отношениями между членами родов и фамилий, и дел религиозного характера.
Сенат объявлял набор войска, определял количество солдат и денег на войну, принимал иностранных послов, вводил или запрещал почитание новых богов. Кроме того, в компетенцию Сената входило управление провинциями, наблюдение за государственным имуществом, формирование бюджета, строительство дорог, монетное дело и т.д. Консулы, преторы и цензоры редко осмеливались спорить с Сенатскими решениями. Ведь по окончании службы нередко они сами становились Сенаторами.
Магистратура - совокупность должностных лиц республики. Магистратуры были чрезвычайные и ординарные. Высшими магистратурами были консулы и преторы. Они были наделены правом командовать армией, собирать народное собрание и Сенат, председательствовать в этих органах, издавать приказы и отправлять суд. Самыми высшими магистратами были консулы. Их было двое. Должность консула была окружена большим почетом.
Вывод Во-первых, к республиканскому периоду развития государства в Риме сформировался крепкий механизм управления и подавления. Очевидно, что именно это стало залогом дальнейшего становления республиканских основ. Во-вторых, сомнений не вызывает утверждение о том, что структура римского общества к моменту образования республики оказала сильное влияние на сферу госуправления. Противоборство плебеев и патрициев, резкий рост численности населения (в том числе рабов) – эти факторы явились катализатором в деле формирования и укрепления мощного государства и аппарата подавления – с одной стороны. И основанного на демократических идеях – с другой стороны.