Древнерусские стяги Автор:Кабанова Татьяна Сергеевна
Что такое стяг? Знаменоватися по-древнерусски означало отличаться, выделяться чем-либо, и поднимавшийся на древке сакральный символ племени или группы родов лег в основу польской, а по сути – общеславянской геральдики. Но прежде чем прочно обосноваться в гербах, этот знаменный символ был призван стяжать, т.е. снискать, приобрести или добыть небесное заступничество всем, кто следовал за ним. Отсюда и возникло название прикрепленного к древку матерчатого полотнища со священным изображением на нем – стяг. Его предшественником был лишенный какого бы ни было полотнища родоплеменной символ, крепившийся на шесте и послуживший праобразом позднейших наверший.
Сакральные стяги славянских племен VIII – IX веков хранились в «жилищах богов» - языческих храмах, и торжественно выносились оттуда для сопровождения в походе войска. Княжеские стяги дохристианской Руси, весьма вероятно, имели трапециевидную форму с треххвостым или с трехступенчатым вырезом на противоположном древку конце. Тогда же наряду с цельными одноцветными полотнищами появились и сшивные, состоящие из средника и окружавшей его каймы другого цвета. Идентичные символам на поднепровскихпоясных бляхах фигуры наверший древнеславянских стягов.
Хвосты (языки, яловцы) нередко заменялись скошенным снизу вверх откосом, и подобная конструкция сшивного полотнища удерживалась на Руси вплоть до XVII века. Навершия стягов все чаще становились крестообразными, но прежняя «языческая» их форма еще просматривается на иконах XIV –XV веков. Русские стяги серединыX столетия
Древнерусская форма знаменного символа – полотнище одноцветной или узорчатой ткани треугольной или квадратной формы, прикрепленное к древку, имевшему копьевидное или фигурное навершие. Потивоположный древку острый угол треугольного стяга мог перерастать в длинную косицу – узкую ленту того же материала. Всадник с полковым знаменем. Прорисовка фрагмента иконы«Церковь воинствующая» Москва, 1550-е годы.
Об огромном значении стяга неоднократно упоминалось в древнерусских летописях: «Выступи полкъ, и подъяша стяг» (Ипатьевская летопись). Перед началом сражения вокруг стяга в боевом порядке строились войска, а когда битва распадалась на ряд отдельных схваток, стяг служил ориентиром, указателем хода боя и сбора войска. Если враг «досекошася до стяга и стяг подсекоша», это означало поражение, неизбежно вызывавшее бегство войска. Поэтому в междоусобных войнах все усилие соперников направлялось к овладению княжеским стягом соперника, и вокруг него разгоралась самая жестокая сеча. Художник Владимир Семенов
Существует предположение, что до конца XIV века символика стягов целиком была княжеской, т.е. родотерриториальной или основанной на личных знаках Рюриковичей. В полседнее десятилетие XIV века на них начал появляться образ Иисуса Христа – «Спас Нерукотворный»: «…И велел государь хоругви христианьскые розвертити, спречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа» (Никоновская летопись л Куликовской битве). Тогда же в употребление вошел термин «знамя», до XVII в. существовавший параллельно с термином «стяг».
В XVII в. слово «стяг» в письменных источниках не встречается. Уже в XVI в. собственное знамя было в каждом полку и называлось «большим знаменем», а у сотен, на которые делились полки, были «меньшие знамена». И если о ранге стягов доподлинно ничего не известно, знамена отличались друг от друга по достоинству, отражая степень важности своего носителя. Двухсторонняя икона Спаса Нерукотворенного, аналогами которой становились изображения на обеих сторонах полотнищ древнерусских стягов. Новгород, XII век.
Информационные ресурсыhttp://silaev-ag.ru/ - Русская геральдика http://www.cross-roads.ru/armour/coat-of-mail.html - Русские доспехи