Третьякова Алиса 6б 345 школа 2010Дорога жизни
30 августа 1941 года ГКО принял свое первое постановление № 604 «О транспортировке грузов для Ленинграда», в котором были намечены конкретные меры по организации водных перевозок по Ладожскому озеру.
Водные перевозки осенью 1941 года были первым этапом борьбы за ладожскую коммуникацию, которая велась в течение всего периода блокады Ленинграда. К ноябрю 1941 года город уже третий месяц находился в блокаде. Имевшиеся запасы продовольствия почти совершенно иссякли.
22 ноября на лед вышла первая автоколонна грузовых автомашин ГАЗ-АА. Ледовая дорога, которая стала именоваться Военно-автомобильной дорогой № 101 (ВАД-101), начала действовать 26 ноября 1941 года.
Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, занятие противником 8 ноября Тихвина, движение грузового автотранспорта не прекращалось практически ни на один день. В ноябре-декабре по трассе было доставлено 16 449 т грузов.
"Дорога жизни" - это не только трасса по льду озера, это путь, который надо было преодолеть от ж/д станции на западном берегу озера до ж/д станции на восточном берегу и обратно. Дорога работала до последней возможности. В середине апреля температура воздуха стала подниматься до 12 - 15°С и ледовый покров озера стал быстро разрушаться.
На поверхности льда накапливалось большое количество воды. В течение целой недели - с 15 по 21 апреля - машины шли по сплошной воде, местами глубиной до 45 см. В последних рейсах машины не доходили до берега и грузы переносили на руках.
Дальнейшее движение по льду стало опасным, и 21 апреля Ладожская ледовая трасса была официально закрыта, но фактически она функционировала до 24 апреля, так как некоторые водители, несмотря на приказ о закрытии трассы, продолжали рейсы по Ладоге.
Когда озеро начало вскрываться и движение машин по трассе прекратилось, работники трассы перенесли с восточного на западный берег 65 т продовольственных продуктов. Всего за зиму 1941/42 года по ледовой трассе было доставлено Ленинграду 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия.
Память о массовом героизме советских людей, обеспечивших движение по "Дороге жизни", увековечена в памятниках и мемориальных ансамблях, входящих в "Зеленый пояс Славы". Центральное место среди них занимают архитектурно-скульптурная композиция "Разорванное кольцо" на Ладожском озере у Вагановского спуска, ансамбль "Румболовская гора" во Всеволжске, памятник "Цветок жизни" в деревне Ковалёво, посвящённый детям осаждённого Ленинграда .На протяжении наземной части "Дорони жизни" установлено 45 мемориальных километровых столбов .
В 1972 году в посёлке Осиновец на западном берегу Ладожского озера открыт музей "Дорога жизни" (филиал Центрального военно-морского музея). В экспозиции - документы и материалы по истории создания и деятельности водной, ледовой и воздушной трассы, о её значении в обороне Ленинграда, мужестве воинов всех родов войск, обслуживавших её
На площадке перед музеем - автомобили ГАЗ-АА (поднят в 1947 г. со дна Ладожского озера), ЗИС-5 и другие, транспортный самолёт Ли-2, катер типа МО-4, самоходный тендер, буксирный пароход "Ижорец" № 8, зенитные, полевые и корабельные орудия. В 1974 году на станции Ладожское озеро близ Осиновца сооружён мемориальный вокзал - памятник.
На площадке перед музеем - автомобили ГАЗ-АА (поднят в 1947 г. со дна Ладожского озера), ЗИС-5 и другие, транспортный самолёт Ли-2, катер типа МО-4, самоходный тендер, буксирный пароход "Ижорец" № 8, зенитные, полевые и корабельные орудия. В 1974 году на станции Ладожское озеро близ Осиновца сооружён мемориальный вокзал - памятник.
Дорога жизни - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, проходившая через Ладожское озеро