Цивилизации Древнего мира Prezentacii.com
Для эпохи Древнего мира основополагающими являются следующие явления: формирование родовых отношений, создание письменности, оформление религиозных культов. На основе родовых территорий формируются первые государственные образования. Появление письменности приводит к совершенствованию абстрактного мышления, выводит коммуникацию за пределы памяти одного человека, позволяет осознать связь времен и причинно-следственных закономерностей. Создание специализированной коммуникативной системы и переход от первобытной магии к религии освобождает изобразительное искусство от информационных функций. Эпохе Древнего мира соответствует модель «одномерной вселенной», в которой на первое место выдвигаются связи линейного типа.
Мифы одномерной вселенной, тотемные мифы и мифы инициации, в отличие от календарных мифов, обладают линейной композиционной структурой. Тотемные мифы повествуют о начале рода. В мифах об инициации воспроизводится ритуал приобщения взрослого члена общины к тайне своего происхождения от тотема-первопредка и обретения от умерших предков сокровенного знания. На базе «основного мифа» и мифов инициации в эпическом жанре литературы складывается классическая структура архисюжета. Эпос о Гильгамеше – первый пример архисюжета. Гильгамеш с львенком в руках Ок. 721–705 гг. до н. э. Сцена из эпоса о Гильгамеше на цилиндрической печати
Для буддийской иконографии характерны симметричные композиции. В них Будду или заменяющие его изображения справа и слева фланкируют фигуры поклоняющихся. В изобразительном искусстве Египта, Двуречья, Индии, Китая, Мезоамерики абстрактный принцип линии воплощается через развертывание ритуала поклонения мировому древу. В основу композиции произведений изобразительного искусства отныне кладется двучленность изображаемого – объект почитания и ритуал почитания. Сидящий Будда из Катре. Эпоха Кушан. II в. Стела Нарамсина, царя Аккада. XXIII в. до н. э.
В древнеегипетском искусстве происходит разрастание двучленной схемы до бесконечности фризовых образований за счет повторяющихся блоков ритуала почитания с персонажами, поклоняющимися или приносящими дары. Гробница Сети I. XIX династия. Долина царей, Луксор Изображения на потолке гипостиля Храм Хатхор в Дендере Гипостиль храма Хатхор в Дендере. Рисунок XIX в.
Развертка вселенной-линии путем все возрастающего перечня вещных феноменов в древнем искусстве проявляется в своеобразной боязни пустоты. В Египте пустоты заполняются ковром иероглифических надписей или декоративными элементами пейзажа . В Мезоамерике существуют примеры сплошного коврового покрытия целых архитектурных сооружений. Стела Хенену. XXI в. до н.э. Тутанхамон с женой в саду Рельеф на крышке ларца, XIV в. до н. э.
В Древнем Египте луч и гора существовали как в раздельном, так и в слитном виде. Архетип мировой горы стал общей базисной моделью для разных типов пирамид, зиккурата и ступ. Ступы в Индии являются моделью сакральной для индусов горы Меру, расположенной в центре мироздания. В Мезоамерике актуальной была схема алтаря на вершине мировой горы. Пьедрас-Неграс. Культура майя. 600–810 гг. н. э. Реконструкция Т. Проскуряковой Великая ступа в Санчи. III в. до н. э. Пирамиды в Гизе. Египет Обелиск Сенусерта III в г. Иуну (Гелиополе)
В композиции храмовых комплексов геометрическая абстракция луча реализуется в виде идеи страстного Пути Солнца по подземному миру. В связи с тем что в мифах творения развертка мира происходит от вод хаоса к небу, то есть снизу вверх, Священная Дорога тоже направлена от нижнего, земного, мира к верхнему, небесному. Аллея священных баранов к храму Амона в Луксоре. XIV в. до н. э. Аллея сфинксов к храму Амона в Карнаке. 1504–1492 гг. до н. э. Дорога мертвых в Теотиуакане. II в.
Врата отделяли нижний мир от верхнего, а хранители защищали их от непосвященных требованием знания «их истинного имени». Дорога к воротам Иштар в Вавилоне 575 г. до н. э. Реконструкция Лев бога Нергала. Вавилон
В Луксоре и Карнаке храм становится архитектурным оформлением двойного Пути Солнца – изначального, когда оно восстало из вод Нуна (хаоса), и ежедневного. Свое продвижение к небу Солнце начинало из погруженной в темноту камеры, где хранилась Священная ладья с фигурой бога. За ней следовали помещения, где обязательно был многоколонный зал, символизировавший «тростниковые поля», в водах которых зародилось солнце. Вид на храмовый комплекс Карнак. 1504–1492 гг. до н. э. Колонны храма Амона в Луксоре. XIV в. до н. э.
Согласно логике мифа первоначально происходило освоение низа и внутреннего ядра космоса. Путь первозданного Луча разворачивается в недрах земли или мировой горы. Пирамида – это модель мировой горы в чистом виде. В скальных храмах Египта и Индии сакральное ядро укрыто под толщей горы. Д. Робертс Интерьер храма Абу-Симбел 1830-е Заупокойный храм Хатшепсут. 1482–1473 гг. до. н. э. Дейр эль-Бахри, Египет Храм Аджанта. Вихара – зал для общего собрания V в. Индия
В Древнем мире принцип орнаментальности как основы композиционной и ритмической организации изобразительного искусства сохраняет свои позиции. Орнаментальность изобразительных композиций остается знаком космических сверхъестественных сил, которые вносят порядок во Вселенную. В Египте орнаментальность символизирует вечность посмертного существования. В Месопотамии синкретизм сюжетного и орнаментального начал указывал на идентичность макро- и микромира. В Индии восхитительно прекрасный, бесконечно изменчивый, неуловимо-скользящий узор бытия ткет обманчивая «майя». Переход роли образца вселенной от сосуда как вместилища бытия к архитектуре привел к размыканию круговой орнаментальной композиции и ее превращению в линейную. Обегающая сосуд спираль теряет свою четырехкратность, означающую замкнутый годовой или суточный цикл, и превращается в линию бесконечной плетенки.
В Египте в качестве оси выступают: знаки «анх» (бессмертие) и «джед» (столб Осириса), иероглиф «вэс» (посох), колонны с диском на вершине, бутоны и цветы лотоса с солярным кругом в зародыше (миф о рождении Ра). Анх Вэс (в правой руке) Джед
Идея вертикального творящего луча в танце наиболее наглядно воплотилась в космическом танце Шивы. Согласно мифу Шива исполнял этот танец в срединной точке земли. «Космический танцор» изображается с четырьмя руками, попирающим правой ногой карлика Апасмару, демона невежества. В руках он держит барабан и пламя. Вся фигура окружена огненным кольцом. С точки зрения сакральной геометрии, акт творения реализуется круговой волной из одной точки на все четыре стороны. Танцующий Шива. XI в.
Презентация подготовлена Е. Князевой на основании материала Е. МедковойЖурнал «Искусство» № 3/2012 Рельеф на стенах храма Амона в Карнаке. 1504–1492 гг. до н. э.