Признаки и действия объекта и его составных частей Сам с вершок, голова с горшок
Цель урока: научиться записывать признаки и действия всего объекта и его частей на схеме состава.
Признаки объекта и его составных частей Составные части объекта могут иметь не только свои собственные части, но и свои собственные отличительные признаки.
Задание 16 Чем отличаются карандаши на рисунке? Ответ: длиной, цветом, формой. Какого же тогда цвета простой карандаш на рисунке? У этого карандаша два цвета: желтый цвет оболочки и черный (серый) цвет грифеля. Какие же отличительные признаки у всего карандаша? У его оболочки? У грифеля? Длина – отличительный признак всего карандаша, так как она не может быть разной у оболочки и грифеля: оболочки карандашей на рисунке могут отличаться цветом и формой, а грифели – цветом и заточенностью.
Вывод: На схеме состава можно указать не только названия составных частей, но и отличительные признаки предметов и его частей.
Длина; есть ли ластик? ОБОЛОЧКА ГРИФЕЛЬ ПРИЗНАКИ (чем могут отличаться?) ПРИЗНАКИ (чем могут отличаться?) Цвет, форма Цвет, заточенность
Игра «ПРИЗНАКИ ЦЕЛОГО, ПРИЗНАКИ ЧАСТИ» Учитель называет или указывает на объект, ученик называет признаки всего объекта и признаки его частей.
Признак части Признак целого Объект Комнатный цветок Место в комнате Лепесток – цвет. Форма: лист – цвет. Форма: горшок – цвет, размер. Яблоня Возраст, сорт Ветка – длина. Яблоко – размер, цвет. Книга Автор, цена, количество страниц Обложка – цвет. Страница – наличие рисунка. Рисунок – размер. Автомобиль Год выпуска, цена, имя владельца, пробег, скорость Двигатель – мощность, объем. Кузов – цвет.
Задание 17 Опиши состав и отличительные признаки человечков на рисунке. ЧЕЛОВЕЧЕК ПРИЗНАКИ Рост. Улыбается? РУБАШКА ПРИЗНАКИ Цвет. Количество карманов БРЮКИ ПРИЗНАКИ Цвет. Длина.
Действия объекта и его составных частей На схеме состава можно указать не только названия составных частей и признаки, но и действия предмета и его частей.
Задание 19 Впиши перечисленные действия автомобиля и его частей на схеме состава. Что заводят: весь автомобиль, его колёса, двигатель или бензобак? (Что крутится? Что поворачивают? Что поворачивается?)
АВТОМОБИЛЬ ДЕЙСТВИЯ Ехать, тормозить поворачивать Крутиться Поворачиваться Заводиться Нагреваться Наполняться
Игра «Действия целого, действия части» Учитель называет или указывает на объект. Ученик называет действия всего объекта и действия его частей.
Посадить Яблоко – сорвать, съесть; Ветка - обрезать Отремонтировать, проветривать, убрать Стена – покрасить; Стол – передвинуть; Дверь – открыть; Окно – помыть; Ковёр - почистить
Задание 20 Впиши на схеме состава действия, которые можно выполнить с кокосовым орехом и его частями.
Кокосовый орех Сбрасывать Бросать Скорлупа Раскалывать Молоко Пить Тереть на терке Есть
Итоги урока Сегодня мы научились выделять отличительные признаки и действия всего предмета и его отдельных частей и записывать названия этих признаков на схеме состава.
Задание 18, стр. 41 Задание 21, стр. 42.