Социальная информатика Тема: ‘Социальная информатика как общеобразовательная дисциплина’.
Важной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация. Начавшись в 70-ых годах прошлого века, процесс информатизации в последние годы приобрел глобальный характер. Сегодня стало совершенно ясно, что доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является переход от индустриального общества к информационному. Закономерной реакцией науки явилось развитие нового направления исследований в области информатики, которое зародилось в России еще в середине 80-ых годов и получило название “социальная информатика”.
Особенно активно это направление стало развиваться в последнее десятилетие XX века. Социальная информатика – определение, предметное поле исследования, методологическая роль. Под информацией понимается система знаний о производстве, переработке, распространении всех видов информации в обществе, природе, технических устройствах (в естественных и искусственных системах).
Предметом изучения социальной информатики как науки являются процессы информатизации Общества, а также их воздействие на социальные процессы, в том числе – на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации. Это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме. Это новое научное направление возникло на стыке таких дисциплин как информатика, социология, психология, философия.
Впервые понятие “социальная информатика” было предложено А.В. Соколовым и А.И. Манкевичем в 1971 году. А.В. Соколов обозначил новую дисциплину как “изучающую посредством информационного подхода общественное знание, социальную коммуникацию и управление обществом ”. При этом, по мнению Соколова именно информационный подход является для социальной информатики не только основным научным методом, но и тем отличительным признаком, который позволяет выделить эту новую дисциплину среди других дисциплин социологического профиля.
Точка зрения профессора Соколова на предметную область социальной информатики заключалась в том, что данная область должна формироваться за счет расширения в социологическую сторону традиционной информатики. Последующее развитие науки показало, что этот подход не мог удовлетворить потребностей общества в новой научной дисциплине.Именно поэтому родоначальником этой дисциплины следует считать А.Д. Урсула. Социальная информатика является примером нового междисциплинарного научного направления.
Объект исследования социальной информатики как науки это проявление информационной реальности окружающего нас мира в социальной сфере общества. Другими словами, это совокупность всех видов и форм проявления информации в обществе, информационных процессов, систем и коммуникаций, которые имеют социальную значимость для его функционирования и развития.
Предметом исследования социальной информатики является совокупность указанного объекта исследований. Такой совокупностью на данном этапе развития социал.информат. следует признать глобальный процесс информатизации общества и его воздействие на соц. структуры общества, а также на проблемы и положение в обществе самого человека. Таким образом, фундаментальной проблемой соц.инф. как науки является проблема согласованного развития общества и процесса его информатизации.
Основные направления научных исследований в области социальной информатики: Информационные ресурсы общества, их свойства, структура. Информационный потенциал общества. Информационное общество, закономерности и проблемы его развития. Человек в информационном обществе.
Структура социальной информатики:
1 уровень – теоретико – методологический. (основные категории, понятия и закономерности прохождения информационных процессов в обществе). 2 уровень – средний (социальный “срез” экономических, правовых, психологических и других аспектов информатизации). 3 уровень – эмпирический (социальные аспекты создания, внедрения информационных технологий).
Социальная информатика должна играть методологическую роль для так называемых отраслевых информатик: экономической, правовой, психологической, социологической информатики и других. В любую отраслевую информатику, помимо своего предметного поля (разработки и адаптации специальных информационных технологий), входит второй и третий уровень социальной информатики как научного знания, так, например, правовая информатика неизбежно занимается социальными срезами правовых аспектов информатизации и социальными аспектами создания и внедрения правовых информационных технологий. В настоящее время в вузах России идет активное становление социальной информатики и как целого комплекса учебных дисциплин.
Задачами учебного курса “Основы социальной информатики” являются: · создание основы умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России; · формирование представления о насущной необходимости овладения компьютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в современную информационную среду и активное содействие ее развитию; · методологическая подготовка к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке информационных технологий в соответствующей предметной области: социологии, психологии, экономике, социальной работе, журналистике, правовой сфере.