Основные этапы решения задач на компьютере
На этом этапе участвует человек, хорошо представляющий предметную область задачи. Он должен четко определить цель задачи, дать словесное описание содержания задачи и предложить общий подход к её решению.
Второй этап – математическое или информационное моделирование.Цель этого этапа – создать такую математическую модель решаемой задачи, которая может быть реализована в компьютере.
Третий этап - алгоритмизация задачи. На основе математического описания необходимо разработать алгоритм решения.
Четвертый этап – программирование.Программой называется план действий, подлежащих выполнению некоторым исполнителем, в качестве которого может выступать компьютер. Составление программы обеспечивает возможность выполнения алгоритма и соответственно поставленной задачи исполнителем – компьютером.
Пятый этап - ввод программы и исходных данных в ЭВМ.Программа и исходные данные вводятся в ЭВМ с клавиатуры с помощью редактора текстов, и для постоянного хранения осуществляется их запись на гибкий или жесткий магнитный диск.
На этом этапе происходят выполнение алгоритма с помощью ЭВМ, поиск и исключение ошибок. При этом программисту приходится выполнять рутинную работу по проверке работы программы, поиску и исключению ошибок, и поэтому для сложных программ этот часто требует гораздо больше временит и сил, чем написание первоначального текста программы..
- сложный и нестандартный процесс. Исходный план отладки заключается в том, чтобы оттестировать программу на контрольных примерах.исполнение отлаженной программы и анализ результатов
Язык Паскаль является языком программирования высокого уровня. Начиная с момента своего создания Н.Виртом в 1970 г., играет особую роль и в практическом программировании. Текст Паскаль-программы представляет собой последовательность строк, состоящих из символов, образующих алфавит языка.
Символы языка - это элементарные знаки, используемые при составлении текстов.Алфавит языка - набор таких символов.Алфавит языка Turbo Pascal 7.0 включает:все латинские прописные и строчные буквыарабские цифры (0 – 9)символы + - * / = < > , . ; : ‘ _ ( ) { } и др.служебные (зарезервированные) слова
Арифметические операции
Основные стандартные функции, определенные в Паскале:
Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов Turbo Pascal 7.0 существует набор строго определенных слов, которые называются служебными или зарезервированными (это английские мнемонические сокращения).Служебные слова делятся на три группы:операторы (READ, WRITELN и др.)имена функций (SIN, COS и др.)ключевые слова (VAR, BEGIN, END и др.)
Структура программы Любая программа на Паскале имеет определенную структуру: Заголовок программы Раздел описаний Тело программы
Структура программы PROGRAM имя;Const; - раздел констант;Var; - разделпеременных;BEGINоператор 1;оператор 2;…..оператор n;ReadlnEND.
Операторы ввода- выводаЛюбая программа взаимодействует с пользователем с помощью операторов ввода- вывода.
Ввод информации с клавиатуры осуществляется с помощью оператора READ.Когда в программе встречается оператор READ, то её действие приостанавливается до тех пор, пока не будут введены исходные данные.Имеет вид:READ(а,b,...) READLN(а,b,..,),где а,b,... – имена вводимых переменныхREADLN - применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши ENTER.
Оператор вывода WRITE Для вывода информации на экран используется оператор WRITE.Имеет вид:WRITE(а,b,...) WRITELN(а,b,..), где а,b,... – список выводимых констант, переменных, выражений.
Оператор вывода WRITE 4. write (x : 7 : 2, y : 7 : 2); где 7 – количество позиций под все число, а 2 – количество позиций после запятой
WRITELN (список переменных) – тоже что и write, но с переводом курсора на новую строку после вывода последней переменной; WRITELN – вывод пустой строки;
В языке Turbo Pascal имеются следующие группы простых типов данных: 1) Целые типы 2) Вещественный тип3) Перечисляемый тип 4) Тип-диапазон5) Символьный тип6) Логический тип
Program tr;var a, b, c, p, s : real;Beginwriteln(’Введите длины сторон треугольника’);readln(a,b,c);p := (a + b + c)/2; s := sqrt(p*(p - a)*(p - b)*(p - c));writeln(’Площадь треугольника =’, s:5:2);end.
Вычислить произведение двух целых чисел: Program p1; Var a,b,с: integer; {Числа в языке Pascal различаются как целые и вещественные}Begin WriteLn('Введите два целых числа через пробел'); ReadLn(a,b); с:=a*b; WriteLn('Их произведение равно: ', с); ReadLn End. Русская раскладка клавиатуры – правый CTRL+SHIFTАнглийская раскладка клавиатуры – левый CTRL+SHIFT