3.10 Моделирование
Модель – это упрощенное подобие реального объекта. Модель отражает лишь некоторые свойства объекта, существенные для достижения цели моделирования.
Классификация моделей по области использования; по области знаний; с учетом фактора времени; по способу представления; по способу реализации.
Классификация по области использования
Примеры: наглядные пособия; тренажеры; обучающие программы. Учебные модели – это модели, использующиеся в обучении.
Примеры: модель корабля, испытываемая в бассейне; модель автомобиля; модель здания, проверяемая на сейсмичность. Опытные модели – это увеличенные или уменьшенные копии объекта.
Пример: прибор, имитирующий молнию. Научно–технические модели – создаются для исследования процессов или явлений.
Примеры: военные игры; экономические игры; спортивные игры; деловые игры. Игровые модели – это модели, созданные для репетиции поведения объекта в различных ситуаций.
Примеры: проверка действия лекарства на мышах; эксперименты в школах (12 летняя система обучения). Имитационные модели – модели имитирующие реальность
Классификация по способу представления
Примеры: детские игрушки; карты по географии; физические опыты; макет здания. Материальные модели – предметные модели, физические.
Примеры: схема здания; чертеж корабля; правила поведения на дорогах. Информационные модели – совокупность информации, характеризующая свойства и состояние объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с окружающим нас миром.
Вербальная модель – это информационная модель в мысленной и разговорной форме Знаковая модель – это информационная модель, выраженная специальными знаками, т.е. средствами любого формального языка Примеры: музыка, родившаяся в голове у композитора – вербальная модель, музыка, записанная с помощью нот – знаковая модель.
Моделирование – это деятельность человека по созданию модели.