ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯБОРОВИЧСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖУЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙПРОЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ«Форма представления алгоритмов» БАЗОВОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» ДЛЯ 8 КЛАССА Выполнила:Студентка 5 курса,Персидская А.А.
Учебный предмет Информатика и ИКТ в общеобразовательной школе решает целый комплекс задач: формирование мировоззрения, развитие общеучебных навыков, воспитания, развития, социализации. Целевые направления темы «Формы представления алгоритмов»
Требования государственного образовательного стандарта к теме «Формы представления алгоритмов»Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессии, востребованных на рынке труда.Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения, способности изобразительного отношения к полученной информации.Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами
Перечень вариативных программ (основная школа)
Название программы Угринович Н.Д. Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы 8-9 класс.
Название программыМакарова Н.В. Программа по «Информатики и ИКТ» для 5-9 классов.В первую очередь сформировать у учащихся общее понимание темы.Обратить внимание на графическую форму представления алгоритмов.Подробно рассмотреть форму алгоритма – блок-схема.
УМК «Информатике и ИКТ»
Понятийный аппарат темы «Формы представления алгоритмов»
ЦОР по программе Босовой Л.Л. – 6 класс
ЦОР по программе Семакина И.Г. – 9 класс
ЦОР по программе Макаровой Н.В. – 8 класс
ЦОР по программе Угринович Н.Д., 9 класс Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания курса, программное и методическое обеспечение.
Урок по информатике и ИКТ в 8 классеТема урока: «Формы представления алгоритмов»Цель: сформировать представление у учащихся о формах представления алгоритмов.ЗадачиОбразовательная: дать общее представление о словесной, табличной, графической и программой формах представления алгоритмов.Развивающая: формировать и развивать навык работы с различными формами представления алгоритмов.Воспитывающая: воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.Основные понятия: алгоритм; формы представления алгоритмов: словесная, табличная, графическая, программа; граф; блок-схема; школьный алгоритмический язык.Тип урока: урок изучения нового материала.Структура урока: организационный момент, актуализация опорных знаний, формирование новых знаний и способов действий, формирование навыков и умений (закрепление), анализ результатов процесса обучения.
Методические методы и приёмы Словесные приёмы (объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных форм и свойств изучаемого объекта, отдельных понятий и явлений. Оно должно иметь четко сформулированные цели и задачи. Последовательное раскрытие связей, аргументации и доказательств, логику изложения. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель при помощи продуманных вопросов проверяет знания).Наглядные методы (метод демонстрации – связан с демонстрацией презентации).Практические методы (письменный – используются для закрепления знаний и выработки умений их применения. Способствует развитию логического мышления).Письменные упражнения (Используются для закрепления знаний и выработки умений их применения. Способствует развитию логического мышления).
Формы представления алгоритмов
ВОПРОСЫ НА ПОВТОРЕНИЕ Что такое алгоритм?Что необходимо для составления алгоритма?Нужно ли соблюдать порядок в алгоритме?Кого или что называют исполнителем алгоритма?Какие свойства алгоритма вам известны?
Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи. Алгоритм состоит из отдельных команд – каждая команда должна быть понятна исполнителю, т.е. входить в его систему команд.Исполнитель алгоритма – это человек, животное или устройство, способные выполнять определенный набор команд.
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АЛГОРИТМОВ Словесная (список).Табличная.Графическая (блок-схема, рисунок, граф, схема).Программная (команды языка компьютера).
Словесная форма представления алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности слов и (или) предложений. Человеку, находящемуся на берегу реки, нужно переправить на противоположный берег волка, козу и капусту. В лодку человек может взять одновременно только одного «пассажира». Нельзя оставить вместе волка с козой и козу с капустой.Переправить козу.Возвратиться самому.Переправить волка.Возвратиться вместе с козой.Переправить капусту.Возвратиться самому.Переправить козу.
Табличная форма представления алгоритма – запись алгоритма в виде таблицы. ЗАДАЧА Вычислить: 3а+5-15 при а=10
Графическая форма представления алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности специальных графических блоков-обозначений.
Блок-схема - называют графическое представление алгоритма, в котором он изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.
Переход улицы через дорогу
Программа – запись алгоритма в виде последовательности операторов-команд некоторого языка программирования компьютера.Школьный алгоритмический язык — формальный язык, используемый для записи, реализации и изучения алгоритмов.
Алгоритм «Сумма квадратов»
Домашнее задание§ 12.3 – внимательно прочитать, разобраться в примерах.Решить задачу.
ЗадачаУгадайте, какое литературное произведение зашифровано в следующей блок-схеме.
Практическая работа Составить последовательность своих действий в виде словесного алгоритма при ежедневной чистке зубов.Составить табличный алгоритм пошагового выполнения выражения 15х – 2(х +5) при х = 10.Составить алгоритм действий в виде блок-схемы к задаче: «Пете захотелось чаю. Он вскипятил в чайнике воду, положил в чашку пакетик, налил туда кипяток, добавил две чайные ложки сахара, размешал их ложкой и с удовольствием выпил чай».
Самоанализ проектной деятельности