Учебно-игровой урок по информатике и ИКТ7 классРаздел программы: АлгоритмизацияТема: Алгоритмы и программы для исполнителя Кукарача Преподаватель Крылова Г.А.Тверская гимназия №10
Программирование — удивительный род человеческой деятельности, который сродни волшебству. Несколько заклинаний на языке посвящённых, и «твёрдый» металл на письменном столе получает «мягкую» душу: компьютер оживает и ведёт себя «разумно».
Алгоритмы и программы для исполнителя Кукарача
План урока:Этап I. Командное первенство (за столами) Этап II. Командное первенство (с помощью компьютера) Этап III. Личное первенствоЭтап IV. Заключительный
ЭТАП I Командное первенство (за столами) Коллективный поиск ответов на предложенные вопросы. Содержание этапа: всем командам предлагается вопрос. Команды его обсуждают, пишут ответ на листочке и сигнализируют о готовности поднятием руки. За правильный ответ команда получает заранее определенное количество баллов.
Разминка (на внимание) (2 балла)Кукарача находится в клетке с координатами (2,1) на поле размером 3*3 клетки. Назовите конечное положение Кукарачи после выполнения последовательности команд:ВВЕРХ ВПРАВО ВНИЗ ВПРАВО ВНИЗ ВЛЕВО ВВЕРХ ВПРАВО
Задание№1Перед вами список команд для Кукарачи (команды пронумерованы). Исходное положение Кукарачи для каждой команды в клетке с координатами (1,1): ВНИС 2) ВВЕРХ 3) НАПРАВО 4) ВНИЗ 5) ВЛЕВО 6) ПОВТОРИ 2 ВПРАВО 7) ВПЕРЕД 8) ПОВТОРИ 3 ВЛЕВО 9) ТОЛКНИРазделите команды на 3 группы по реакции Кукарачи на них (в ответе пишите номер команды):I группа: «не понимаю» II группа: «не могу» III группа: выполнит Задание№2Продолжите предложения: 1) В алгоритме используется команда ВЕТВЛЕНИЯ, когда … 2) В алгоритме используется команда ПОКА, когда …
Задание№3Переделайте программу ОЛЕНЬ, заменив в ней полную форму команды ветвления на неполную, но чтобы задача решалась та же:ПРОГРАММА ЭТО ОЛЕНЬ ВВЕРХ ЕСЛИ О ТО ИНАЧЕ ВВЕРХ КОНЕЦЗадание№4ЗАДАЧА Кубик с буквой А стоит в клетке с координатами (1,1). После выполнения программы ВЫБРОС кубик с поля удален, а Кукарача оказался в клетке с координатами (1,1).Где стоял Кукарача до выполнения программы (назовите его исходное положение)?ПРОГРАММА ЭТО ВЫБРОС ПОКА НЕ А ВЛЕВО КОНЕЦ
Задание№5Какая команда пропущена в программе, написанной для решения задачи?После какой строки (укажите номер) ее нужно вставить?ЗАДАЧА Найти и вытолкнуть кубик с буквой А: Задание№6Нарисуйте блок-схему алгоритма решения задачи ПОИСК_А. Смотрите исправленную программу из задания №5.
Задание№7Какая команда пропущена в программе ПРИРОДА, написанной для решения задачи? После какой строки (укажите номер) ее нужно вставить? ЗАДАЧА На перевернутом кубике одна из букв – «Е» или «И». Если «Е», то собрать слова ЛЕС и ФЛОРА, если «И», то собрать слова ЛИС и ФАУНА.
ЭТАП II Командное первенство (с помощью компьютера) коллективное решение задач Содержание этапа: всем командам предлагается три задачи. Команды их обсуждают, распределяются парами. Каждая пара (или один человек при нечетном количестве) решает одну задачу. Решение представляется в виде блок-схемы алгоритма и отлаженной программы за компьютером. За правильное решение команда получает заранее определенное количество баллов. В процессе проведения этапа заполняется таблица результатов.
ЗАДАЧА№1 Помогите Кукараче пройти по горке из клетки (10,1) в клетку (7,10)
ЗАДАЧА№2На одном из перевернутых кубиков буква Ц, помогите Кукараче составить слово ПРОЦЕССОР
ЗАДАЧА№3Помогите Кукараче найти проход в стене и дойти до края доски (в десятую строку). Расположение прохода заранее неизвестно.
Личное первенство Проверка знаний каждого учащегося Содержание этапа: каждому ученику предлагается девять вопросов разного уровня сложности. Каждый вопрос оценен определенным количеством баллов. Ученик вправе выбирать любой вопрос. Его задача – отвечая на вопросы, набрать как можно большее количество баллов за ограниченное время.
Задание№1 (2 балла) Что пропущено в программе СТОЛБ? ЗАДАЧА: Если можно, поставьте СТОЛБ: ПРОГРАММАЭТО СТОЛБ ВЛЕВО ЕСЛИ ТО ВЛЕВОКОНЕЦ
Этап III Задание№2 (2 балла)Сколько раз вызывается подпрограмма ЗИГ в программе ЛАБИРИНТ? ЭТО ЛАБИРИНТ ВВЕРХ ПОВТОРИ 2 ЗИГ ПОВТОРИ 4 ВЛЕВО ПОВТОРИ 2 ЗАГ ПОВТОРИ 2 ВЛЕВО ПОВТОРИ 2 ЗИГ ПОВТОРИ 3 ВЛЕВО КОНЕЦ ЭТО ЗИГ ВЛЕВО ПОВТОРИ 2 ВВЕРХ ВПРАВО ПОВТОРИ 2 ВВЕРХ КОНЕЦ ЭТО ЗАГ ПОВТОРИ 2 ВНИЗ ВПРАВО ПОВТОРИ 2 ВНИЗ ВЛЕВОКОНЕЦ
Задание№3 (2 балла)Сколько раз проверяется условие в команде ЕСЛИ? Задание№4 (3 балла)Сколько раз проверяется условие в команде ПОКА? Задание№5 (4 балла)Какие записи в программе являются правильными (запиши их номера): 1) ПОВТОРИ К ВВЕРХ 2) ПОВТОРИ 5 ВНИЗ 3) ПОВТОРИ 4 КУБ 4) ЕСЛИ Р 5) ЕСЛИ дом 6) ЕСЛИ НЕ Ф 7) ПОКА А ТО ВВЕРХ ТО вход ТО узор1 ТО ВНИЗ ИНАЧЕ выход ИНАЧЕ узор28) ПОКА НЕ М ХОД 9) ПОКА ШАР ВВЕРХ Задание№6 (4 балла – по 1 баллу за каждый правильный ответ) Кукарача стоит в клетке с координатами (10,10). Что он ответит, получив команды: 1) НАЛЕВО 2) ВНИЗ 3) ПОЛЗИ 4) ВПРАВО
Этап III Задание№7 (4 балла) Какое сообщение компьютера последует при попытке Кукарачи выполнить программу: ПРОГРАММАЭТО ЛЕСЕНКА ПОВТОРИ 5 СТУПЕНЬКОНЕЦ Задание№8 (5 баллов) Какая команда пропущена в программе, написанной для решения задачи?ЗАДАЧА: Найти и вытолкнуть за край поля кубик с буквой КУкажите номер строки, после которой ее нужно вставить 1.ЭТО ПОИСК_К 2. ПОКА НЕ К ИЩИ 3. ВЛЕВО 4. КОНЕЦ 5. ЭТО ИЩИ 6. ВПРАВО 7. ВВЕРХ 8. ВЛЕВО 9. КОНЕЦ
Этап III Задание№9 (5 баллов) Нарисуйте результат выполнения программы Орнамент, если Кукарача двигается по центрам клеток, оставляя за собой след, в начале Кукарача в клетке (1,2). Запишите координаты клетки, в которой он окажется после выполнения программы. ПРОГРАММА ЭТО Орнамент ЭТО Часть ПОВТОРИ 2 ВПРАВО ВПРАВО Скобка ПОВТОРИ 2 ВНИЗ ПОВТОРИ 2 ВПРАВО ПОВТОРИ 2 ВЛЕВО ПОВТОРИ 8 ВВЕРХ ПОВТОРИ 2 ВНИЗ КОНЕЦ ВПРАВО ЭТО Скобка КОНЕЦ ПОВТОРИ 2 Часть КОНЕЦ
Этап IV Заключительный Итоговая командная победа определяется по сумме баллов, полученных на первых двух этапах. Результаты отображаются в таблице. Результаты личного первенства на 3-ем этапе будут объявлены на следующем уроке. Предлагается придумать проект нагрудного знака «Золотой Кукарача» для победителя.