ТЕМА УРОКА: «ЗЕМЛЯ У НАС ОДНА !» Урок обобщения материала в 8 классе в разделе ПРИРОДА РОССИИ
ЦЕЛИ УРОКА: 1.Образовательные: закрепление, систематизация знаний по теме «Природа России». 2. Воспитательные: расширение и конкретизация экологических знаний обучающихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны окружающей среды через выявление отрицательного влияния хозяйственной деятельности человека на природу. 3. Развивающие: самостоятельная формулировка экологических законов природы
Узнай природный компонент Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни на Земле, человек может без него существовать только 3 дня. Климатолог А.И. Воейков писал, что это… «продукт климата».
Узнай природный компонент Этот природный компонент оказывает влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние 4 группы факторов: ГП, солнечная радиация, движение ВМ, подстилающая поверхность.
Узнай природный компонент Этот природный компонент определяет внешний вид территории, предохраняет поверхность от разрушений внешними процессами, влияет на поверхностные и грунтовые воды, его распространение зависит от климатических условий и характера почв.
Узнай природный компонент Этот природный компонент очень разнообразен, приспосабливается к определенным условиям существования, распространение его зависит от климатических условий, растительности и характера почв.
Узнай природный компонент В.В.Докучаев назвал этот природный компонент «зеркалом природы», он отражает взаимосвязи всех компонентов природы, являясь результатом этого взаимодействия
Узнай природную зону Пышны серверные зимы, 6-месячные ночи. Льды застыли, недвижимы, в бахроме из снежных клочий. Волны дерзкие не встанут, гребни их в снегу затихли. Ураган морской обманут, обо льды стучится в вихре; Чаще царствует молчанье, сон в торжественной пустыне; Мир без грез, без содроганья в полутьме немеет, стынет. (Валерий Брюсов, 1898-1900)
Узнай природную зону Она широко на просторе поперек и вдоль лежит, Словно огненное море зноем пышет и палит. Цепенеет воздух сжатый, не пахнет на душный день С небе ветерок крылатый, ни прохладной тучки тень. Небеса, как купол медный, раскалились. вся гола;. Кое-где пред хатой бледной сохнет голая ветла. (П Вяземский).
Узнай природную зону Летела гагара, летела гагара, на вешней заре. Летела гагара с морского утеса над почвой сырой. А там на болотах, а там на болотах брусника цвела. А там на болотах дымились туманы. Олени паслись… (Н.И.Тряпкин)
Узнай природную зону Взобрался я сюда по скалам; с каким трудом на кручу влез! Внизу бурун терзает море, кругом, по кочкам, мелкий лес…. Пигмеи- сосенки! Лет двести любой из них, а вышиной едва- едва кустов повыше; Что ни сучок – больной , кривой. Лет двести жизни трудной скучной, и рост такой… (К.К.Случевский)
Узнай природную зону Здесь нет земли. Пласты лесного праха на целый метр. Коряжник, бурелом. Исчерчен воздух, точно злая пряха Суровой нитью вкось, насквозь, кругом Его прошила – цепкой нитью прутьев, Сучков, ветвей, скрепив их, как бичом, Черномалинником и плющем. Как пробиваться? ( Д.Андреев)
Назвать экологический и природоохранный смысл народных пословиц, эпизодов из русских народных сказок: «Каждый кулик свое болото хвалит» (тесная связь организма со средой своего обитания. Его приспособленность к проживанию именно в конкретных условиях). «Репу да горох не сей подле дорог» (загрязнение с/х продукции тяжелыми металлами вблизи автотрасс); «Пока гром не грянет, мужи не перекрестится» (отсутствие достаточных и своевременных мер безопасности на атомных станциях и химических производствах, запоздалое осознание и понимание последствий влияния человека на окружающую среду). «Ложка дегтя портит бочку меда» (сброс малых объемов токсичных отходов в реки, попадание нефти в моря и океаны в результате аварий); «Черного кобеля не отмоешь добела» ( невозможность полной очистки побережья от нефти при аварии танкера);
Сформулировать и объяснить экологические законы природы: 1. «Все связано со всем». 2. «За все надо платить». 3. «Все куда-то надо девать». 4. «Природа знает лучше».