Скажи мне, и я забуду, Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, И я научусь. (китайская мудрость) Одной из главных задач нашей школы является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания.
1. Технологии исследовательского обучения 1. Технологии исследовательского обучения «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются этой деятельностью». Теплов Б.М. Задачи: - обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни; - учить приемам осмысленной географической деятельности: -- поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения; - помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа; - подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
2. Информационные технологии 2. Информационные технологии ( обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию). Задачи информационной технологии: - разработка и использование эффективных производственных и технологических информационных процессов; - разработка оптимальных методов и средств преобразования информации; - обеспечение технологичности информационного производства.
3. Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования) для активного освоения новых способов человеческой деятельности. Проект- это специально организованный учителем и выполняемый учащимся комплекс совместной деятельности, где они проявляют самостоятельность при принятии решений и ответственность за свой выбор, результат своей деятельности. При использовании проектной технологии каждый ученик: - учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; - приобретает коммуникативные навыки и умения; - овладевает практическими умениями исследовательской работы: - собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
4.Информационно- коммуникационные технологии 4.Информационно- коммуникационные технологии «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а её однообразием». К.Д. Ушинский. Владение ИКТ сегодня является необходимым условием профессиональной компетентности учителя, которая проявляется в готовности и умении оптимально решать педагогические задачи с эффективным использованием информационно-коммуникационных технологий. В условиях ИКТ- насыщенной среды, которая характеризуется множеством новых источников информации, средств для её получения, обработки и представления в разных формах, способов передачи, необходимо постоянно осваивать информационные технологии, которые создают новые возможности для повышения эффективности работы учителя.
5. Технологии проблемного обучения 5. Технологии проблемного обучения В настоящее время актуально высказывание одного из современных психологов Абрахама Маслоу, который пишет: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно» Задачи: 1.Формировать способности создавать и решать проблемные задания; 2. Развивать беглость, гибкость, нестандартность мышления; 3. Составить систему заданий проблемного характера; 4.Воспитывать потребность осмысления изучаемого материала.
6. Личностно- ориентированное обучение 6. Личностно- ориентированное обучение «Где нет простора для проявления способностей, там нет и способностей» Людвиг Фейербах Целью данной технологии является: создание условий для проявления познавательной активности учеников. Достичь этого возможно с помощью: использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; использования в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оценки деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
7. Блочно – модульная технология 7. Блочно – модульная технология Что в этом плане может сделать блочно-модульное обучение? Во – первых, изучая материал блоками, ученик имеет возможность спланировать и распределить свое урочное и внеурочное время для знакомства с материалом учебника, для выполнения практических работ, подготовки к зачету и т.д. Во-вторых, выбирая форму отчета (см. модули контроля), он находится в более комфортных психологических условиях; каждый старшеклассник может осознанно выбрать для себя тот уровень усвоения материала, который соответствует его запросам и дальнейшим жизненным планам; на уроках между учителем и учениками создается спокойная обстановка делового сотрудничества, где каждый имеет возможность себя проявить с лучшей стороны; такая система работы вплотную приближает школу к ВУЗу, где от студента требуется умение работать самостоятельно, системно, осознанно, где на него возлагается полная ответственность перед государством за качество приобретенных знаний, умений и навыков и где результат засчитывается по факту выполнения, а не по затраченному времени.
8.Технология критического мышления 8.Технология критического мышления 1. Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент. Слово критическое происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения. 2. Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением. Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд)
Цель технологии: Научить такой работе с источниками информации, в процессе которой информация понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение. В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии.
Приемы технологии на стадии вызова мозговой штурм кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения Игра-упражнение «Веер» Прием «Поясните цитату» Прием «Как вы объясните народную мудрость» Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф» Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных Прием «Верите ли вы, что…» Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал») Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
Приёмы технологии на стадии осмысления: Прием инсерт (пометки на полях) Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) Прием «Сводная таблица» Прием «Тонкие и толстые вопросы» Прием «Зиг-заг» Прием «Мое мнение» Прием «Мозговой штурм» Прием «Фишбоун» Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?) Прием «Мудрые совы»
Приёмы технологии на стадии рефлексии: Написание эссе Рефлексивный экран вопросов Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение») Что нового вы узнали на уроке
Географический диктант «Согласен, не согласен» Для Северного Кавказа характерен однонациональный состав населения. Для Северного Кавказа характерна самая низкая доля сельского населения. Северный Кавказ – это единственный регион России, где естественный прирост положительный. Северный Кавказ граничит с 3 государствами: Грузией, Арменией, Азербайджаном. Северный Кавказ имеет выгодное приморское ЭГП (экономико-географическое положение). На Северном Кавказе есть месторождения топливных полезных ископаемых. Северный Кавказ один из самых благоприятных для жизни людей из районов России в природном отношении.
Приём «Концептуальная таблица»
Приём «Выбор аналога» Называется какой – либо географический объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам. Пример: Найдите географические аналоги города Буэнос – Айрес. Буэнос-Айрес - Бухара - (оба начинаются на букву «Б»). Буэнос-Айрес – Будапешт – (являются столицами государств). Буэнос-Айрес – Копенгаген – (оба лежат на берегу моря). Буэнос-Айрес – Кейптаун – (оба лежат в южном полушарии). Буэнос-Айрес – Вашингтон - (оба лежат в западном полушарии). Буэнос-Айрес – Мадрид – (жители обоих городов говорят на испанском языке). Буэнос-Айрес – Мехико – (оба города самые крупные по численности населения в своих странах). И др.
Приём «Найди лишнее» Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Пример 1. Уральские горы, Аппалачи, Скандинавские горы, Анды, Большой Водораздельный хребет. (Анды новой складчатости, остальные древней). Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии). Пример 3. Амазонка, Замбези, Волга, Анхель, Янцзы. (Анхель – это водопад, остальное – реки). Пример 4. Везувий, Казбек, Этна, Ключевская Сопка. (Казбек – потухший вулкан, остальные – действующие). (Может Ключевская Сопка – так как вулкан расположен в Азии.) Данный прием можно использовать при изучении любых тем. Он универсален.
Приём «Найди общее» Заданы два случайно выбранных географических объекта. Ученик должен найти как можно больше общих признаков. Пример: Полуостров Малая Азия и город Сочи. При более тщательном рассмотрении можно найти общие черты: -оба расположены в северном полушарии. - омываются Черным морем, -есть буква «И», -Субтропический пояс, -в области альпийской складчатости и др.
Развивающие каноны «Смысловые пропорции» Пример: Евразия –Джомолунгма; Северная Америка - ? Мелкое – Чад; глубокое - ? Великобритания – монархия; Россия – ? Анды – в Южной Америке; Гималаи - в ?
«Лестница» Данный прием проверяет способность ученика ранжировать географические объекты. Пример. Выстройте данные названия гор от самых низких до самых высоких: Гималаи, Альпы, Кавказ, Анды, Уральские. Кто – то, наоборот, от высоких к низким. (Можно города, размеры морей, островов, полуостровов и т.д.)
10.Игровые технологии 10.Игровые технологии «Ребенок не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям». С. Френ. Задачи: Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся; Воспитание толерантного отношение к окружающим; Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний. Использование игровых технологий позволяет учителю: Создать комфортные условия, необходимые для овладения общеучебными умениями и навыками. Создать условия для воспитания детского коллектива. Развивать коммуникативные качества учащихся. Формировать навыки коллективной работы, способствовать внедрению в практику педагогики сотрудничества. Исключать неудовлетворительные оценки по предмету.
10.Перспективно-опережающее обучение 10.Перспективно-опережающее обучение Она одна из развивающих технологий, которую можно применять в средней и старшей школе в преподавании разных дисциплин. Уровень знаний повышает критерии стандарта и программы, позволяет учителю более полно учитывать особенности учащихся, а учащимся дает возможность заниматься на более высоком уровне сложности, если им это интересно. Объем материала огромный, но с каждым годом происходит уплотнение материала, изменение сетки часов. Многое из того, что учащимся необходимо знать, остается за рамками программы или же изучается вскользь. Именно поэтому теория опережающего обучения очень полезна.
11.Использование опорных конспектов с элементами условно-графической наглядности. 11.Использование опорных конспектов с элементами условно-графической наглядности. Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предлагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.