Длинна бревен, которые пошли на строительства этого канала равна экватору земного шара.
Из камня взорванного здесь можно было построить семь пирамид Хеопса.
беломорско-балтийский канал Корнилова Анна
Беломорско балтийский канал стал символом сталинской эпохи и
памятником сотни тысяч строителей, инженеров и конструкторов, создавших самый северный канал в мире.
11 шлюз, одна из камер 10 шлюза они прорублены просто в скале. Причём 11 шлюз один из наиболее глубоких на беломорском Балтийском канале. Когда вниз опускаешься на корабле и где-то там с трудом угадывается небо, ты понимаешь какой каласальный труд был выполнен людьми вручную.
Благодаря каналу судам больше не надо было обходить скандинавский полуостров по суровым северным морям. Путь из Ленинграда в Архангельск сократился на 4тыс км. Канал должен был продемонстрировать всему миру силу и мощь социалистического строя.
В стране был объявлен курс на индустриализацию. Беломорканал планировали строить из современных материалов с использованием новейших технологий, но жизнь внесла свои коррективы, особенно когда мудрый вождь сказал что
канал должен быть построен быстро и дешево, с применением только местных материалов, с минимальным использованием цемента и железа, и в кратчайшие строки.
Вот тут товарищам проектировщикам пришлось серьёзно призадуматься
Суэцкий канал длиной 160 километров строили 10 лет. Он соединил моря, между которыми нет перепада уровня воды, а значит не надо было строить шлюзы. Панамский канал длинной 80 км с двумя шлюзами строили 28 лет. Беломорска балтийский канал длинной 227 км был построен за год и 9 месяцев. Беломорска балтийский канал построен практически вручную в приполярье у порога арктического региона, где 9 месяцев в году холодно, а остальное время просто прохладно.
На канале 19 шлюзов. Беломорска балтийский канал устроился на соединение озер, которые находятся на различных отметках.
Если идти по каналу с юга на север 7 шлюзов южного склона каналов поднимают корабль из онежского озера на высоту 70 метров. Этот склон всего 12 км называет повенчанской лестницей по названию реки повенчанки, а затем по системе из 12 шлюзов корабль спускается 102 м к белому морю.
Наполнение шлюзов у нас самое оригинальное за счёт водохранилищ с самотёкам без каких либо насосов. Для работы Беломор балтийского канала были созданы водохранилища с запасом воды, которой бы хватило для всего населения всей планеты на 7 лет. Вода это самый коварный враг любого гидростроителя если она найдёт где-то лазейку, то будь те уверены что дальше она свою дорогу найдёт
Чтобы сдерживать такие колоссальные объёмы воды и регулировать её уровень на канале были построены 15 плотин и 49 дамб. В большом объёме у строителей был здесь только песок и торф. Cам по себе песок и торф воду пропускают хорошо, но если из них сделать так сказать слоённый пирог(слой песку, слой торфу потом опять песку), то такая дамба воду держит, вот до сих пор они стоят и держат воду, хотя уже прошло более 7о лет.
Самая знаменитая плотина на канале – шаваньская. Её спроектировал инженер Константин Зубрик. В течение полутора лет после ареста он не знал не причин своего заточения, не приговора ни срока. Ему забыли сообщить. По требованию мквд он создал единственную в мире платину из дерева. Вообще считается, что дерево служит 15 лет всего, а фактически 75 лет плотина работает и, пожалуй, ещё поработает.
Как известно дерево быстро гнетётся, легко колется и ломается, но оказывается если давление направить на сжатие, то дерево достаточно прочный материал, а если постоянно орошать его водой оно становится прочнее стали. Были люди, которые выбирали лес, который шёл для строительства шлюзов.
Когда строителям предложили вместо железных ворот делать деревянные надо было придумать какую-то защиту что бы эти ворота под напором воды не рухнули.
Был проведён открытый конкурс для всех заключённых при Беломор канала на конкурс были поданы сотни заявок. Нигде в Советском союзе на подобные гидра технические сооружения не проектировали аварийные затворы.. Какой-то крестьянин придумал плитень, который опускался и поднимался силами 30 человек. Эти аварийные затворы должны были работать по самотёчному принципу, т е никаких доп. механизмов по их поднятию не должно было быть, вроде не выполнимая задача, но что, то придумали .
Ни раз бывало, так что корабли врезались в ворота и сносили их, бывало, так что и шлюзы ломал ледокол.
Его запускали в канал, когда вокруг ещё лед, а сигнал навигации из Москвы уже поступил, но аварийные затворы выручали канал.
И все-таки однажды канал был разрушен. В 41 году были взорваны шлюзы повенчанской лестницы, был затоплен посёлок повинец, только таким методом смогли остановить неприятеля.
фины проскочили за беломорской балтийский канал на км 20,но Финляндии здорово повезло, так как у неё был мудрый политик-руководитель Карл Гессенский Маннергейм. Он посчитал, что финские войска уже заняли достаточную территорию и ни что не угрожает границам финляндии.5 декабря 1941 года он дал приказ войскам остановится на захваченных рубежах, этот приказ дошёл до войск с опозданием и финны вернулись в совершенно разрушенные водой опустошенные посёлки северного водоканала.
Советская сторона сразу объявила, что это финны взорвали Беломор канал. Как канал строили заключенные, так и восстанавливали его тоже люди не свободные.
Смертность среди каналоармейцев была очень высока и иногда достигала 700 человек в сутки. Всего от лишений и тяжелого труда на строительстве канала погибло от 50 до 200 тысяч человек (по разным источникам). На комбинате был организован особый лагерь для несовершеннолетних узников – Первая детская трудовая колония Беломора Балтийского Комбината НКВД,.
Именно тогда некоторые части канала начали заменять на бетонные.
реконструкция канала шла очень медленно и продолжается до сих пор. Вся механизация бело мор канала сошла до минимума. Этот ворот 4 мужика впрягаются и ходят по кругу толкая этот ворот и ворота открываются, а так как после войны с мужиками стала напряжёнка то стали туда женщин запрягать.
И женщины по двое человек на каждой ручке открывали и закрывали ворота. Все работы проводились под открытым небом.
В камере 11 шлюза единственная схоронилась деревянная плотина, неподалёку отсюда шаваньская платина, единственное оставшееся сооружение Беломор канала. Несмотря на то, что переоборудование канала планируется произвести до конца. Сейчас всё чаще задумываются о том, что бы эти конструкции сохранить и создать здесь музей под открытым небом.