Тема «Рельеф России»(обобщающий урок) Учитель географии: Куликова В.Е. МОУ СОШ №21 г. Южно-Сахалинск Сахалинской области
Цели урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Рельеф России» развивать познавательный интерес к предмету
Географический диктант: 1. Наука, изучающая строение и историю развития Земли, называется … … 2. Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это … … 3. Самая древняя эра - … … 4. Мы живем в эру новой жизни … … 5. Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни, называется … … 6. Самые молодые горы образовались в … … 7. Карта, на которой показано строение земной коры, называется … … 8. Выход на поверхность фундамента платформы … … 9. Древние устойчивые участки земной коры называются … … 10. Молодая платформа ... …
Распределите компоненты природы в два столбика: Платформа, щит, горы, возвышенности, кряж, низменности, плита, Урал, Карпаты, Приволжская возвышенность, Евроазиатская плита, Балтийский щит, Алтай, складчатый фундамент, осадочный чехол
Установите соответствие между вершинами и названиями гор: г. Монблан хр. Черского г. Эльбрус горы Алтай г. Победа Кавказские горы г. Народная Саяны г. Мунку-Сардык Уральские горы г. Белуха Что лишнее? Объясните почему?
Определите, какие формы рельефа находятся на территории России: Альпы, Уральские горы, Кавказ, Гималаи, Алтай, Хибины, Саяны, Карпаты, Анды, плато Путорана, Сихотэ-Алинь, горы Бырранга, Кордильеры, Северные Увалы, Аппалачи, хребет Джугджур Где расположены остальные формы рельефа?
«Третий лишний»: Землетрясение, вулкан, оползень Сибирская платформа, Урал, Кавказ Кайнозой, ордовик, триас Медные руды, каменный уголь, никелевые руды Что лишнее? Объясните свой выбор.
«Третий лишний»: г. Белуха, г.Народная, г. Мак-Кинли щит, гора, платформа овраг, бархан, дюна Что лишнее? Объясните свой выбор.
Установите соответствие: Мезозойская складчатость Кайнозойская складчатость Сибирская платформа Западно-Сибирская плита Восточно-Европейская платформа Каледонская складчатость Герцинская складчатость
Распределите формы рельефа по группам, в зависимости от рельефообразующих процессов: Наледи, тоннели, овраги, барханы, речная долина, дюны, каналы, пещеры, морены, карьеры, терриконы, бараньи лбы
О какой территории идет речь?Задание №1 «Территория расположена на древней докембрийской платформе. Главная особенность ее рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии».
Задание №2 «Территория расположена в области герцинской складчатости. Главная особенность ее рельефа – гористость. Богата полезными ископаемыми: полиметаллическими рудами, медными рудами, золотом, каменным углем. Складчатые структуры расположены в меридиональном направлении».
Задание №3 «Древние горы, занимающие большую часть одного из северных полуостровов России. Простираются субширотно на 1100 км. Район древнего вулканизма. На востоке расположены ледники».
Географическое лото«Знаешь ли ты?»
1. Высочайшая вершина Урала ?
2. Самое низкое место на территории России?
3. Горный хребет на правом берегу рек Амур и Уссури?
4. Горный хребет на полуострове Таймыр ?
5. Самый длинный горный хребет Камчатки?
6. Горы на Кольском полуострове ?
7. Минералогический заповедник на Южном Урале?
8. Хребет на западном побережье Охотского моря?
9. Крупнейшее месторождение железной руды в России?
10. Самая высокая вершина Сахалина?
11. Высочайший действующий вулкан в России?
12. Крупнейшее месторождение калийных солей в России?
13. Горный хребет, названный именем знаменитого исследователя Сибири?
14. Горы, расположенные на границе Европы и Азии?
15. О каком полезном ископаемом говорят «черное золото»?
Домашнее задание: составьте кроссворд на тему «Рельеф России»
Литература: География. 8 класс.: Поурочное планирование по учебнику А.И. Алексеева/Авт.-сост. С.А. Малиновская.- Волгоград: Учитель, 2004 Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 кл.- М.: «ВАКО», 2004 География России. Природа и население. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/под ред. А.И. Алексеева-М.: Дрофа, 2009 Мультимедиа учебник по географии для учащихся 8 классов общеобразовательных заведений «География России. Природа и население»