Пустыни
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.Развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем, гербарием, дополнительной литературой.Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Оборудование Карта природных зон, картины и рисунки, видеосюжеты «Пустыня», «Оазисы».
Тест «Зона степей» 1. Зона степей расположена на ... нашей страны:а) севере; б) востоке; в) юге.2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом:а) розовым;б) зеленым;в) желтым;г) коричневым.3. Характерный признак зоны степей - это ...а) сплошной травянистый растительный покров; б) отсутствие сплошного растительного покрова;в) обилие мхов, лишайников, кустарников.4. К степным птицам относятся ...а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б) ястребы, кедровки, сойки; в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.5. Для растений степи характерны:а) стелющиеся корни, крупные листья; б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.
Тест «Зона степей» 6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;б)загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;в)распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.7.Какая из цепей питания характерна для степи:а)ежевика - лемминг - песец;б)водоросли - рачки - сайка - гагарка;в)растения - заяц- беляк - рысь;г)зерно - суслик - орел- беркут,8.Основным занятием населения степей является –а)земледелие;б)рыболовство;в)оленеводство.
кроссворд
Таблица
Просмотр видеофильма
Пустыня Солнечный, жаркийЖелтый потокЛьется в пустынеНа желтый necок.В воздухе желтомИ плотном, как мед, Желтая птица неслышно плывет.
Таблица
Игра «Узнай меня» Сколько важности в походке! По пустыне-сковородке, По колючкам босикомКто вдет с горбом-мешком?(Верблюд.) Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.) Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.) Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун). Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.) Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тон-кие, как вязальные спицы. (Саксаул).
Домашнее задание Стр. 122-131. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Рассказ-отчет о работе нашей экспедиции в пустыне.