Тема урока: Природные зоны Северной Америки.Изменение природы под влиянием деятельности человека.
Цели и задачи урока. Показать расположение природных зон Северной Америки;Дать характеристику природных зон;Развивать умение работать с картами атласа и учебникомПознакомить с экологическими проблемами материка.
Проверка домашнего задания по теме «Климат. Внутренние воды». 1. Игра «Ромашка».2. «Молчанка»( тема : рельеф, гп)3. Описание реки Маккензи.
Рекорды органического мира Северной Америки. *Животное ,непьющее воду – американский тушканчик;* Самое высокое дерево- гигантская секвойя-высота 150-160 метров.*Крупное травояднре животное с длинной шерстью, сохранившееся в Гренландии с доледникового периода – овцебык.*Самый большой кактус, который достигает высоты 24 метра – сагуаро;*Самая быстрая бегунья на большие расстояния – вилорогая антилопа;*Самая тяжёлая ядовитая змея, которая достигает веса 15 кг – гремучая змея;*Млекопитающее, образующее самые большие колонии, насчитывающие до 400млн.особей – чернохвостые луговые собачки.
Природные зоны Северной Америки. Какие природные зоны есть в Северной Америке?(Назовите их , пользуясь картами атласа).Сравните протяжённость и вытянутость природных зон Северной Америки.
Особенности расположения природных зон. Север: закон зональности -вытянутость зон с запада на восток.Центральная и южная части: расположение зон в меридиональном направлении.
Причины своеобразного расположения природных зон РельефОкеанические теченияВоздушные массыПреобладающие ветрыБольшая протяжённость материка
Зона арктических пустынь Климатический пояс: арктическийПочвы: вечная мерзлота, пустынныеЖивотный мир: Моржи, тюлени, белый медведь, овцебыкРастительный мир: мхи, лишайники.
Тундра, лесотундра Климатический пояс: субарктическийПочвы: тундровые, болотныеЖивотный мир: песец, лемминг, северный олень. белая сова, белая куропатка, волкРастительный мир: карликовые берёза и ива, голубика, морошка, ежевика, чёрная и белая ель, багульник, ольха
Тайга. Климатический пояс: субарктический и умеренныйПочвы: подзолистые и мерзлотно-таёжныеЖивотный мир: куница илька, рысь, скунс, заяц-беляк, медведь гризли, олень вапити, лось, горностай, соболь, бобр, ондатра, красная белка, свиристель, клёст, мохноногий сыч, иглошёрстый древесный дикобразРастительный мир: секвойя, сосна, бальзамическая пихта, чёрная и белая ель, американская лиственница,
Смешанные леса и широколиственные леса Климатический пояс: умеренныйПочвы: серые лесные почвы, бурые лесные Животный мир: лиса, росомаха, бурундук, скунс, енот, вилохвостый лунь, дятлы, дикая индейка, пересмешник, колибри Растительный мир: липа, дуб, клён, осина, магнолии, орех, каштаны, ясень, бук, жёлтая берёза, ель, пихта, белая и красная сосна, платан, тюльпанное дерево
Степи и лесостепи Климатический пояс: умеренный и субтропическийПочвы: каштановые, чернозёмы.Животный мир: бизон, койот, пеликан, луговые собачки, опоссумы, корсакРастительный мир: трава грама, бизонова трава, ковыль, бородач, типчак
Пустыни и полупустыни Климатический пояс: умеренный, субтропический, тропическийПочвы: серо-бурые пустынные и бурые пустынныеЖивотный мир: антилопа вилорог, змеи, ящерицы, вараны, черепахи, грызуны, лисы, пума, волки, койоты, скунсыРастительный мир: чёрная полынь, лебеда, кактусы, солянки, агава
Зона вечнозелёных тропических лесов Климатический пояс: субтропический, тропическийПочвы: бурые лесные широколиственных влажных океанических лесов, коричневые и серо-коричневые Растительный мир: дуб, магнолии, карликовые пальмы, бук, лианы
Изменение природы под влиянием деятельности человека. Вырубка лесов;Распахивание степей и лесостепей;Занятость территорий городами и дорогами;Активное воздействие человека приводит к усилению частоты стихийных бедствий. Это наводнения, пыльные бури, лесные пожары.
Охрана и восстановление природы. Принятие законов, направленных на охрану и восстановление природы;Восстанавливаются разрушенные комплексы (сажают деревья, очищают от загрязнения озёра);Создаются национальные парки и заповедники.
Животные Северной Америки, оказавшиеся на грани вымирания. Калифорнийский кондор Обитатель Большого Каньона и западных гор Калифорнии, Калифорнийский кондор (Gymnogyps californianus) является одним из долгожителей среди птиц. Эти птицы, питающиеся падалью, живут до 50 лет. Но они же являются и одними из самых редких птиц в мире. Популяция была почти полностью уничтожена еще в 1980-х. Благодаря усилиям по их сохранению, на сегодняшний день насчитывается 332 представителя вида. Из них лишь 152 живут на воле.
Черноногий хорек Единственный вид хорьков, происходящий из Северной Америки, Mustela nigripes оказался на грани вымирания в основном из-за человеческой деятельности. На сегодняшний день природная среда обитания вида сокращена до 2% от начальной
Рыжий волкБолее мелкий родственник серого волка, вид Canis lupus rufus пережил ледниковый период в Позднем Плейстоцене, но вряд ли переживет вмешательство человека. Истребление рыжих волков даже привело их к скрещиванию с койотами. Всего на воле живет около 100 рыжих волков, еще 150 особей содержатся в неволе на всей территории США.
Закрепление . Проверочная работа по целям урока:*Тест «Установите соответствие»«Один лишний».
«Один лишний».(Из трёх объектов выбрать один «Лишний»). Олень карибу, белый медведь, песец;Сосна, лиственница, карликовая берёза;Антарктическая пустыня, прерия, лесостепи;Дуб, клён, карликовая ива;Росомаха, луговая собачка, белка;Чёрная полынь, койот, бизонова трава;Мхи, кактусы, лишайники;Экваториальный лес, смешанный лес, тайга.
Правильные ответы. 1.Белый медведь2.Карликовая берёза;3.Антарктическая пустыня;4. Карликовая ива;5.Луговая собачка;6. Чёрная полынь;7.Кактусы;8.Экваториальный лес.Норма оценок:Нет ошибок- «5»1-2 ошибки- «4»3 ошибки- «3».
Домашнее задание: параграф 55заполнить таблицу «Природные зоны Северной Америки»
Белые медведи.Росомаха