Методический семинар Применение сингапурских техник на уроках географии Учитель географии 1 квалификационной категории МАОУ «СОШ №47» г.Перми Лучникова Елена Валерьевна Пермь, 2016 Пояснительная записка к методическому семинару «Применение сингапурских техник на уроке географии» Лучникова Елена Валерьевна, учитель географии I квалификационной категории, МАОУ «СОШ № 47 г. Перми» Сингапур на сегодняшний день является высокоразвитым государством. Это одна из процветающих стран мира с прочными международными торговыми связями. Правительство содействует высокому уровню сбережений и инвестиций через обязательную сберегательную программу и высокие затраты на образование и технологии. По международным рейтингам Сингапур давно признан лидером в развитии школьного образования. Образование в Сингапуре подразумевает гармоничное воспитание человека – совокупность его нравственного, интеллектуального, физического, социального и эстетического развития. Поэтому сингапурская система образования уделяет большое внимание развитию творческого мышления, лидерских качеств , навыков решения учебных и жизненных задач. Отработанные и систематизированные педагогами Сингапура методы и приемы , которые они называют обучающими структурами, дают возможность реализации эффективных методов взаимодействия учителя и обучающихся. Каждая обучающая структура предполагает ясный, четкий инструктаж по выполнению заданий, а точная постановка учебных вопросов позволяют добиться исчерпывающих ответов. Постоянная работа по обучению детей формулировать вопросы не только репродуктивные, но и конструктивные, фасилитирующие, помогает развивать регулятивные УУД. Технологии, используемые в образовании Сингапура, основаны на - командных формах работы, - создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, - использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса) , тимбилдинга (объединение команды). Наш XXI век - век информационных технологий тоже диктует преобразование нынешних методик обучения в более прогрессивные. Объем информации, которую мы получаем из разных источников увеличивается с каждым днем. Так, к примеру, в 1900 годах знания человека увеличивались вдвое каждые 100 лет, в 1950 годах знания человека увеличивались вдвое каждые 25 лет, в 2014 году знания человека увеличиваются вдвое каждые 13 месяцев, к 2020 году знания человека будут увеличиваться вдвое каждые 12 часов. Количество новой технической информации удваивается каждые 2 года, поэтому для студента, поступившего в бакалавриат по технической специальности, это означает, что половина всего, что они изучат за первый год, будет устаревшим к концу 3-го года обучения. Так тому ли мы учим в наших школах? На мой взгляд, самое главное на что нужно обратить особое внимание – это умение работать с информацией. Работать с информацией учат сингапурские техники. При их использовании учащиеся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на равных. В учащихся развиваются: - Коммуникация - Сотрудничество, работа в команде - Критическое мышление - Креативность Техника МЭНЭДЖ МЭТ – используется при работе учащихся в группах. Это инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б), для организации эффективного учебного процесса в командах. Фрагмент урока: организационный момент. Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой. Техника КЛОК БАДДИС – «друзья по часам (времени)» - структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия. Фрагмент урока: проверка домашнего задания. Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Дети должны отметить на часах, например, время 3 и 9 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить домашнее задание. Техника ДЖОТ ТОТС – «запишите мысли» - структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков. На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Учитель предлагает участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдать партнеру по плечу. Затем эту половинку разделить пополам и половину отдать партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части. Фрагмент урока: актуализация знаний. Учитель дает задание: что вы можете сказать о географии? Каждый ученик записывает на четырех листах свои мысли, получилось 16, далее из 16 выбрать 9 самых актуальных и выложить в центр стола. Техника ТИК – ТЭК – ТОУ – «крестики – нолики» - структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали. Сначала учитель предлагает структуру ДЖОТ ТОТС. Из одного листочка получить 16. Затем выбрать 9 актуальных, и каждый ученик, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, по горизонтали, по диагонали), составляет предложения по теме. Фрагмент урока: закрепление изученного материала. Техника КОНТИНИУС РАУНД РОБИН -«продолжительный раунд робин» - обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга, на развитие ассоциативного мышления. Фрагмент урока: рефлексия, закрепление материала. Если технологии меняются почти каждый день, нет смысла обучать человека специфическиму набору профессиональных навыков - все равно эти навыки скоро устареют. Нужно стараться развивать в людях, универсальные способности к решению проблем, какими бы трудными они не казались. Главная задача - инвестировать в то, что позволяет дифференцировать запрос времени и сделать жизни уникальное предложение. Так вот, информационные технологии - один из самых эффективных инструментов для решения этой задачи.
Образование в Сингапуре подразумевает гармоничное воспитание человека – совокупность его нравственного, интеллектуального, физического, социального и эстетического развития. Поэтому сингапурская система образования уделяет большое внимание развитию творческого мышления, лидерских качеств , навыков решения учебных и жизненных задач. Отработанные и систематизированные педагогами Сингапура методы и приемы , которые они называют обучающими структурами, дают возможность реализации эффективных методов взаимодействия учителя и обучающихся. Каждая обучающая структура предполагает ясный, четкий инструктаж по выполнению заданий, а точная постановка учебных вопросов позволяют добиться исчерпывающих ответов. Постоянная работа по обучению детей формулировать вопросы не только репродуктивные, но и конструктивные, фасилитирующие, помогает развивать регулятивные УУД.
Технологии, используемые в образовании Сингапура, основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса) , тимбилдинга (объединение команды). Наш XXI век - век информационных технологий тоже диктует преобразование нынешних методик обучения в более прогрессивные. По международным рейтингам Сингапур давно признан лидером в развитии школьного образования.
В 1900 годах знания человека увеличивались вдвое каждые 100 лет ВВ 1950 годах знания человека увеличивались вдвое каждые 25 лет В 2014 году знания человека увеличиваются вдвое каждые 13 месяцев К 2020 году знания человека будут увеличиваться вдвое каждые 12 часов
90 % данных о мире были сформированы за последние 2 года Количество новой технической информации удваивается каждые 2 года
Для студента, поступившего в бакалавриат по технической специальности, это означает… что половина всего, что они изучат за первый год, будет устаревшим к концу 3-го года обучения
В учащихся развиваются: - Коммуникация - Сотрудничество, работа в команде - Критическое мышление - Креативность Работать с информацией учат сингапурские техники При их использовании учащиеся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на равных.
Техника МЭНЭДЖ МЭТ – используется при работе учащихся в группах Это инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б), для организации эффективного учебного процесса в командах Фрагмент урока: организационный момент Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.
Техника КЛОК БАДДИС – «друзья по часам (времени)» - структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия. Фрагмент урока: проверка домашнего задания Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Дети должны отметить на часах, например, время 3 и 9 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить домашнее задание
Техника ДЖОТ ТОТС – «запишите мысли» - структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков. На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Учитель предлагает участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдать партнеру по плечу. Затем эту половинку разделить пополам и половину отдать партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части. Фрагмент урока: актуализация знаний Учитель дает задание: что вы можете сказать о географии? Каждый ученик записывает на четырех листах свои мысли, получилось 16, далее из 16 выбрать 9 самых актуальных и выложить в центр стола
Техника ТИК – ТЭК – ТОУ – «крестики – нолики» - структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали. Сначала учитель предлагает структуру ДЖОТ ТОТС. Из одного листочка получить 16. Затем выбрать 9 актуальных, и каждый ученик, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, по горизонтали, по диагонали), составляет предложения по теме. Фрагмент урока: закрепление изученного материала
Техника КОНТИНИУС РАУНД РОБИН -«продолжительный раунд робин» - обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга, на развитие ассоциативного мышления Фрагмент урока: рефлексия, закрепление материала Тема урока
Если технологии меняются почти каждый день, нет смысла обучать человека специфическиму набору профессиональных навыков - все равно эти навыки скоро устареют. Нужно стараться развивать в людях, универсальные способности к решению проблем, какими бы трудными они не казались. Главная задача - инвестировать в то, что позволяет дифференцировать запрос времени и сделать жизни уникальное предложение. Так вот, информационные технологии - один из самых эффективных инструментов для решения этой задачи.