Обновление содержания курса географии в УМК нового поколения Автор Долгорукова С.В., учитель высшей категории, руководитель Ассоциации учителей географии г.Екатеринбурга Екатеринбург, 2007г 900igr.net
Новые концепции географического образования Наиболее популярная: создана коллективом сотрудников географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова - В.Р.Крищюнаса, А.С.Наумова, С.В.Рогачева, А.В.Новикова и А.В. Кушлина. Содержит анализ современного состояния географического образования в школе и приницпы реформирования среднего географического образования
Авторы концепции считают: Содержание школьного географического образования – неудовлетворительное В школе не реализован потенциал географии как средства интеграции и знаний Предлагаются принципы нового содержания Гуманизация Экологизация Плюрализм Междисциплинарная интеграция системность Историзм Увлекательность вариативность
В основе общей структуры географического образования- страноведческий подход
Особенность общей структуры школьной географии На первой ступени (1-5 классы): География интегрируется с гуманитарными дисциплинами в форме «картины мира», содержащих очерки историко-географического содержания В 6 классе: Курс «Общая география»
В 7, 8, 9 классах: Единый курс страноведения из трех частей – «Страны мира», «География России», «Родной край». В 10-11 классе: Курсы: «Общественная география» «Землеведение и экология» «Современный мир» «Цивилизация мира»
Преимущества и недостатки разработанных программ Программы отличаются глубиной раскрытия материала На практике трудно реализуемы В программе нет строгого распределения по годам обучения разделов географических знаний
В итоге реформирования общего среднего образования… Создан стандарт общего и среднего образования Создан стандарт географического образования (Временный государственный образовательный стандарт «Земля»)
Стандарт образования Отражается новая идеология образования, содержание которой строится не только на основе выделения основ наук как базы школьных дисциплин Разрабатываются специальные образовательные области – комплексы учебных предметов и интегрированных курсов «География» представлена в образовательной области «Земля» Зафиксированы требования к подготовке учащихся Результаты планируется проверять не традиционно, а по усложняющимся уровням, которые выражены через деятельность учащихся
Основные положения концепции стандарта «Земля» Образовательная область «Земля» - одна из 10 базовых областей общего среднего образования География: уникальная учебная дисциплина, создающая целостное представление о Земле как планете людей имеет два аспекта: природный и социально-экономический Тесно связана с другими областями знаний, что обеспечивает формирование у учащихся широкого взгляда на мир
Географическая культура – составная часть общечеловеческой культуры, одна из важнейших задач – поддержание экологического равновесия Содержание образовательной области «Земля» определено на основе географической науки, но значительно шире с учетом описания действительности как совокупности объективных реальностей
Научные географические знания – не единственная составляющая содержания географического образования. Оно дополнено исторически сложившимися нормами и правилами отношений человека к Земле, выраженными средствами искусства, религии и морали
УМК к учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. «Начальный курс географии». 6 класс Классический учебник, хорошо известный в школе, выдержавший 10 изданий. Материал учебника обновлен в соответствии с последними тенденциями в школьной географии. Рекомендован Министерством образования РФ.
В.И.Сиротин. Готовые домашние задания Пособие содержит ответы на вопросы к параграфам учебника Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой "Начальный курс географии. 6 класс". Пособие облегчит выполнение домашних заданий, практических работ, при пропусках занятий поможет самостоятельно
Г.П. Волобуев. География: 6 класс: Технология тематического тестирования Ростов. Издательство: Феникс Пособие представляет опыт непосредственного участия практикующего учителя в реализации "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".
Технология тематического тестирования В основе технологии тематического тестирования - авторская версия банка тестовых заданий (ТЗ), акцентированных на содержательных элементах основных предметных тем курсов географии По курсу "Физическая география. Начальный курс" более 400 ТЗ распределены по 46 предметным темам, а также выборочно по программам 1-4-й четвертей.
Баландин Р.К. 100 вопросов и ответов по географии. О разнообразных природных явлениях и понятиях, связанных с одной из древних наук – географией. Поможет научиться думать, ставить вопросы и искать ответ на них Полезна при составлении рефератов, сообщений для уроков, факультативов и семинаров
В основе технологии тематического тестирования - Типология и конструкции ТЗ соответствуют "Методическим рекомендациям по разработке контрольно-измерительных материалов для проведения ЕГЭ по географии" Министерства образования РФ и Института общего среднего образования РАО Приведены примеры использования для этого некоторых процедур образовательной квалиметрии Даны ориентировочные оценки предварительных результатов внедрения технологии тематического тестирования и впервые связанных с этим трудозатрат учителя.
География: 6-8 класс: Уроки с использованием блочно-модульной технологии (сост. Болотникова Н.В.). Волгоград: Учитель примеры внедрения новых технологий в педагогическую практику уроки с использованием блочно-модульной технологии, отражающие новые направления в построении и содержании модуля. Большое внимание уделяется организации учебной деятельности учащихся, развитию исследовательских навыков, умению анализировать и самостоятельно формулировать выводы. Использование новых приемов позволит модернизировать традиционные методы обучения вне зависимости от изучаемой программы или предмета
Тематическое и поурочное планирование по географии к учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. "Начальный курс географии": 6 класс: Методическое пособие Пособие содержит подробное планирование уроков. Рассматриваются все этапы урока: изучение нового материала, закрепление знаний и умений учащихся, проверка домашнего задания Материал к уроку содержит не только методические рекомендации, но и краткий конспект, который учитель может использовать как основу для подготовки урока Приводятся определения и понятия, на которые надо обратить внимание учащихся.
География: 6-8 классы: Тематическое планирование с методическими указаниями (сост. Воробцова Т.Н.) Волгоград Издательство: Учитель-АСТ.
Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии: 6 класс: к учебнику Герасимовой Т.П., Неклюдовой Н.П. "Начальный курс географии: 6 класс«. М.: Экзамен. Пособие содержит тематические карточки-задания, соответствующие учебной программе по географии для 6 класса. Они помогут закрепить и проверить теоретические знания, а также отработать практические умения школьников. Сборник карточек-заданий поможет учителю организовать индивидуальный контроль знаний учащихся, а учащимся проверить свои знания.
Е. В. Датская, Е. В. Синицина, М. Г. Синицин Контрольные и проверочные работы по географии для 6 класса к учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П "Начальный курс географии. 6 класс" Изд. 2-е Пособие включает материалы для контроля и оценки качества подготовки учащихся по начальному курсу географии Тематические разделы содержат вопросы и задания разной степени сложности. Принцип распределения материала по вариантам позволяет осуществлять проверку знаний в соответствии с индивидуальными особенностями ученика. В конце книги предлагаются варианты тестирования и итоговой контрольной по всем темам курса. Пособие адресовано учителям, будет полезно учащимся при подготовке к урокам, контрольным работам и зачетам.
Шатных А.В. Начальный курс географии: 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. Изд. 2-е.- М.: Дрофа. Пособие является частью учебно-методического комплекта по географии, основа которого — учебник Т. П. Герасимовой и Н. П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс». Рабочая тетрадь содержит задания, направленные на работу с учебником и атласом, и способствует закреплению основных понятий курса географии 6 класса и отработке умений и навыков.
Чичерина О.В. Тесты по географии к учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. "Начальный курс географии. 6 класс" Пособие включает тестовые задания для проверки знаний учащихся по начальному курсу географии, составленные в соответствии с программой для общеобразовательных учебных заведений Тематические разделы содержат задания разной степени сложности. Принцип распределения по вариантам позволяет осуществлять проверку знаний в соответствии с индивидуальными особенностями ученика. Пособие адресовано учителям, а также будет полезно школьникам для самоконтроля при подготовке к урокам, зачетам, контрольным и проверочным работам. Задания снабжены ключами, что дает читателю возможность проверить себя.
Баранчиков Е.В. Сборник заданий и упражнений по географии: 6 класс: К учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. "Начальный курс географии" Пособие содержит разнообразные задания для текущего и итогового контроля знаний учащихся в форме таблиц, схем, текстовых заданий и тестов. Книга предназначена учителям, преподающим географию в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "Начальный курс географии. 6 класс".
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. М.: «ВАКО», 2004 В пособии предлагаются подробные поурочные разработки по курсу физической географии в 6 классе к учебникам авторов О. В. Крыловой и Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой. Помимо стандартного хода урока предлагаются различные дополнительные и игровые материалы, позволяющие сделать урок интересным и насыщенным, а также использовать для дифференцированного обучения в классах разных типов.
География. 6 класс. Поурочные планы. Автор-составитель И.И.Нагорная. – Волгоград. Издание содержит разработки уроков, дополнительную информацию к темам, кроссворды, игры, контрольные тесты, схемы, таблицы.
Раздаточные материалы по географии. 6-7 классы Пособие содержит тематические карточки-задания, соответствующие учебной программе по географии для 6 и 7 классов, которые направлены на закрепление и проверку теоретических знаний и отработку практических умений школьников. Оно поможет учителю организовать индивидуальный контроль знаний учащихся, а учащимся - проверить свои знания.
Синицына Е.В. Готовые домашние задания по географии для 6 класса к учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П.
Субботин Геннадий Павлович .Задачник по географии. 500 заданий, тестов, вопросов к учебнику Т.П. Герасимова и др. `Физическая география`, 6 класс. Пособие составлено в соответствии с программой по физической географии для 6 класса средней школы. Работа может быть использована при проверке знаний учащихся, во время объяснения нового материала, для закрепления изученного на уроке, а также для самостоятельной работы ученика с пособием. Большинство заданий направлено на закрепление навыков работы с географическими и контурными картами, рисунками, схемами и таблицами. Итоговые тестовые задания по каждому уроку позволяют проверить знания и умения учащихся
А.М. Зотова. Игры на уроках географии. 6-7 классы Автор призывает коллег отнестись к представленным в этой книге материалам как к «исходному сырью», «деталям конструктора»; из такого «конструктора» были составлены и сюжеты всех рассмотренных игр Количество вопросов к игре, уровень сложности этих вопросов автор советует менять в зависимости от конкретной учебной ситуации. Игровые схемы и сюжеты могут с одинаковым успехом применяться при изучении материала разных разделов. Автор предлагает не перенасыщать курсы географии 6 и 7 классов игровыми формами обучения. Из представленных на этих страницах учебных игр необязательно использовать все.
Сергеева М.Е. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии и др.): 5-9 классы Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации формой, помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни.
Петрова Н.Н., Гусева Е.Е., Лихолат Т.В. План и карта. – М.: Дрофа, 2004. Пособие содержит теоретический материал и задания разного уровня сложности по теме "План и карта". Содержание и принцип подачи материала позволяют использовать пособие для повторения, а также для расширения и углубления знаний о видах изображений поверхности Земли. Серия заданий дает возможность учащимся проверить свои знания при подготовке к контрольным работам и единому государственному экзамену.