Рекреационная география к.г.н., доцент Страчкова Наталья Васильевна
Лекция 2. Рекреация как социально-экономическое явление Факторы превращения рекреации в массовое явление. Общественные функции рекреации. Влияние рекреации на региональное развитие. Индустрия туризма. Процессы концентрации производства и капитала в мировом туризме.
Этапы развития туризма Предыстория туризма Аристократический Социальный Массовый Годы до сер. XVIII в. сер. XVIII в. – сер. XIX в. сер. XIX в. – сер. XX в. с середины XX в. Характер развития рекреации и туризма Международные путешествия носят нерегулярный характер Специализированные туристские предприятия не сформировались, отсутствует рынок туристско-рекреационных услуг Слабый уровень государственного регулирования международных поездок В туризме участвуют элитарные слои населения; Важнейшим фактором международного туристского обмена является транспорт Появляются курорты туристские центры и районы международного значения (Ницца, Баден-Баден, Карловы Вары, Монте-Карло, Брайтон) Рекреация и туризм имеют слабый экономический и социальный эффект Ценовая конкуренция Значительное расширение социального состава участников туризма Диверсификация форм и видов рекреации и туризма Появление специализированных предприятий туризма (туроператоров и турагентов) Расширение доли внешнего рынка в туристских потоках Увеличение мощности предприятий Глобальный характер международного туристского обмена Рост вклада международного туризма в экономику Транснационализация туристского бизнеса Обострение конкурентной борьбы с использованием инноваций и экономии на масштабах производства Международное кооперирование на рынке туристско-рекреационных услуг Расширение числа международных туристских организаций и рост их влияния Координация международной туристской политики государств Неравномерность темпов роста
Рекреация – массовое явление
Факторы превращения рекреации в массовое явление Рост производительности труда в сфере материального производства под влиянием НТР (увеличение массива свободного времени; рост реальных доходов населения) Прогресс на транспорте (рост скорости передвижения; увеличение числа транспортных средств; снижение транспортных тарифов) Развитие процессов урбанизации Рост культурного уровня людей Интеграционные процессы в мире
Время человека (по Р. Ланкуаре) социальное и личное активной деятельности и отдыха производственной деятельности и не связанное с получением прибыли структурированное и неструктурированное ПРАВИЛО ТРЕХ ВОСЬМЕРОК: 8 часов сон 8 часов рабочее время и 8 часов нерабочее время
Структура рекреационного времени в течение жизни человека Виды рекреационного времени Продолжительность тыс. часов доля, % Инклюзивное (в течение рабочего дня) 20,0 4,0 Ежедневное (после работы) 204,4 40,0 Уик-энд (в конце рабочей недели) 178,1 34,8 Отпускное 40,3 8,0 Пенсионное 70,1 13,2 ИТОГО 512,9 100,0
Общественные функции рекреации: медико-биологическая социально-культурная экономическая политическая
Экономическая функция рекреации : Прямой экономический эффект (получение валютных поступлений, налогов от прибыли и др.) Скрытый экономический эффект, в т.ч.: невидимый экспорт (участие в создании дохода страны) обеспечение вторичного спроса обеспечение роста занятости населения влияние на региональное развитие (мультипликатор в туризме
Прямой экономический эффект от международного туризма Валютные поступления от международного туризма в 2014 г. – 1,4 трлн. долл. Валютные поступления по регионам, млрд. долл. Европа – 356 Азия и Океания – 248 Америка – 215 Африка – 34 Средний Восток – 36 По росту суммы расходов туристов лидирует Китай (+31%), Россия (+22%). Расходы также увеличились в группе других стран: Канада + 3%, Франция +2%. В Японии, Австралии и Италии расходы туристов уменьшились.
Темпы роста международного туризма в 2012-2013 гг.
Топ-десятка стран по валютным поступлениям от международного туризма млрд. долл., в 2012 г. 1. США – 128,6 2. Испания – 55,9 3. Франция – 53,7 4. Китай – 50,0 5. Италия – 41,2 6. Макао (Китай) – 38,5 7. Германия – 38,1 8. Великобритания – 36,4 9. Гонконг (Китай)– 31,7 10. Австралия – 31,5 27. Россия – 11,2
Топ-десятка стран по расходам на туризм, млрд. долл., в 2012 г. Китай – 102 (рост 37%, 10% туррынка) Германия – 83,8 (рост 5,8%) США – 83,5 (рост 6,7%) Великобритания – 52,3 (рост 5%) Россия – 42,8 (рост 36%) Франция – 37,2 (уменьшение на 8,7%) Канада – 35,1 (рост 6%) Япония – 27,9 (рост 3,5%) Австралия – 27,6 (рост 3%) Италия – 26,4 (рост 1,5%).
Сальдо туристского баланса страны Страны активного туризма: Франция, США, Италия, Испания, Греция, Швейцария, Австрия, Чехия, Россия, Китай, Египет и др. Страны пассивного туризма: Германия, Япония, Канада, Швеция, Норвегия, Дания и др.
Крупнейшие туроператоры мира Название Год основания Финансовый оборот или доход Число сотрудников. тыс. чел. Число стран, в которых представлена компания American Express 1850 Доход 24,3 млрд. долл. 66,0 130 Carlson Wagonlit Travel 1872 Оборот 26,9 млрд долл. 19,0 150 Kuoni Group 1906 Оборот 3,6 млрд. шв. франков 6,5 26 Hogg Robinson Group 1848 Оборот более 15,0 млрд. долл. 15,0 89 TQ3 Travel Solutions 2001 Оборот 12,0 млрд. долл. 12,5 1200
Крупнейшие гостиничные цепи мира Гостиничная сеть Компания-оператор, страна Число гостиниц Число номеров Среднее кол-во номеров Best Western Best Western, США 4032 305387 76 Holliday Inn International Hotels Group, Великобритания 1353 249691 185 Comfort Inns & Comfort Suites Choice, С ША 2550 196689 77 Marriott Hotels, Resorts and Suites Marriott International, США 531 193230 364 Hilton Hotels Hilton, США 521 185909 357 Days Inn of America Wyndham Hotel Group, США 1880 152 971 81 Sheraton Hotels, Suites and Resorts Choice, США 1281 123042 95
Рекомендуемая литература Александрова А.Ю. География мировой индустрии туризма. – М., 1998. Гайдук А. Інтегрований туристичний концерн – сучасна форма третичного підприємства в умовах глобалізації //Регіональна економіка. – 2006. – №2. – с. 204-211. Данилова Д.И. Процессы глобализации в международном туризме: экономико-географический аспект /География международного туризма. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – С. 46-54. Любіцева О.А.Ринок туристичних послуг (геопросторові аспекти) . – К.: Альтерпрес, 2002. – 436 с. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. - М.: Изд-во МГУ, 1981. -208 с.