1. Основные этапы развития туризма в России 2. Первые сведения о русских путешественниках 3. Путешествия в XVI- XVII веках 4. Начало развития экскурсионного дела в России
Туризм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 12 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника. Туризм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 12 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.
Первый этап – предыстория российского туризма Первый этап – предыстория российского туризма Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.
Второй этап - развитие транспорта Второй этап - развитие транспорта Развитие туризма на этом этапе связано в значительной степени с расширяющимся экскурсионным движением. Идея организации экскурсий для молодежи была настолько популярна, что нашла свое отражение в школьных уставах. Дальнейшее развитие туризма связано с созданием своего рода досуговых объединений – «Тифлисский альпинистский клуб», «Крымский горный клуб», «Общество велосипедистов-туристов», «Российское общество туристов» и т.д., значительно развивших туристический бизнес в России.
Третий этап – начало становления массового туризма Третий этап – начало становления массового туризма Международная и внутриполитическая обстановка в этот период (1-я мировая война, экономическая депрессия, 2-я мировая война, а внутри России – февральская и Октябрьская революции, гражданская война) оказала негативное влияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового туризма в России.
Этапы развития туризма в России – стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Этапы развития туризма в России – стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить 5 этапов: 1. Просветительский (до1890 г.) 2. Предпринимательский (1890–1927 гг.) 3. Организационно–централизованный (1927–1969 гг) 4. Административно – нормативный (1969–1990 гг.) 5. Переходный (с 1990 г.)
Просветительский этап ( до 1890 г.) Просветительский этап ( до 1890 г.) Характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различных районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно- демократические слои и интеллигенция России
Предпринимательский этап (1890–1917 гг.) Предпринимательский этап (1890–1917 гг.) Начался с развития капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура- рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживается 2 основных сегмента- элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества.
Организационно–централизованный этап Организационно–централизованный этап (1927–1969 гг) Начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировало ситуацию. При этом развитие туризм пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база самодеятельного туризма.
Административно – нормативный этап Административно – нормативный этап (1969–1990 гг.) Характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. рами только обострили имеющиеся противоречия.
Переходный этап (с 1990 г.) Переходный этап (с 1990 г.) В нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ: 1. изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка 2. переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских предприятий 3. переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений 4. переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе
Основной магистралью между двумя крупнейшими русскими городами Новгородом и Москвой остается и в XVI в. старинная дорога от Москвы до Новгорода через Волок Ламский, Тверь и Торжок. С присоединением Новгорода к Москве укрепляются экономические связи между этими городами. Основной магистралью между двумя крупнейшими русскими городами Новгородом и Москвой остается и в XVI в. старинная дорога от Москвы до Новгорода через Волок Ламский, Тверь и Торжок. С присоединением Новгорода к Москве укрепляются экономические связи между этими городами. Несколько важных торговых путей расходились от Новгорода на запад и северо-запад. По ним осуществлялись связи со странами Западной Европы.
Особенно большое значение во второй половине XVI в. приобрел торговый путь от Москвы к Белому морю через Ярославль, Вологду, Тотьму, Устюг. Этим путем шла оживленная торговля с Англией и Голландией. Особенно большое значение во второй половине XVI в. приобрел торговый путь от Москвы к Белому морю через Ярославль, Вологду, Тотьму, Устюг. Этим путем шла оживленная торговля с Англией и Голландией. В грамоте 1583 г. указывается, что этим путем "гости де англичане и многие поморские торговые люди ездят с товаром через Волгу и через Которосль"
На юг от Москвы уходило несколько торговых путей. Одним из главных в XVI в. был донской. Этим старинным путем, известным еще с конца XIV в. пользовались митрополиты Пимен и Киприан, ездившие из Москвы в Царьград и обратно.
начало XVII —середина XIX в. Русский народ распространяется по всей равнине от Балтийского и Белого морей, до Черного и Каспийского, а на востоке не только доходит до Тихого океана, но начинает и заокеанскую экспансию. Политически главным здесь является создание и укрепление общероссийской власти на всем пространстве империи. Экономику же определяет окончательно сформировавшаяся крепостная система при начавшемся промышленном перевороте. начало XVII —середина XIX в. Русский народ распространяется по всей равнине от Балтийского и Белого морей, до Черного и Каспийского, а на востоке не только доходит до Тихого океана, но начинает и заокеанскую экспансию. Политически главным здесь является создание и укрепление общероссийской власти на всем пространстве империи. Экономику же определяет окончательно сформировавшаяся крепостная система при начавшемся промышленном перевороте.
Для России, имевшей к XVI в. прочные торговые связи с восточными рынками, необходимо было обезопасить свою торговлю Наиболее тяжелой оказалась борьба с Казанским ханством. После ряда неудач в 1552 г. войска Ивана IV сумели захватить Казань, а спустя четыре года, в 1556 г., без боя сдалась и Астрахань. Казанское и Астраханское ханства, сеющие ранее страх, разорение и смерть в русских землях, перестали существовать. У России появилась возможность беспрепятственно развивать свои торговые отношения с восточными государствами. Для России, имевшей к XVI в. прочные торговые связи с восточными рынками, необходимо было обезопасить свою торговлю Наиболее тяжелой оказалась борьба с Казанским ханством. После ряда неудач в 1552 г. войска Ивана IV сумели захватить Казань, а спустя четыре года, в 1556 г., без боя сдалась и Астрахань. Казанское и Астраханское ханства, сеющие ранее страх, разорение и смерть в русских землях, перестали существовать. У России появилась возможность беспрепятственно развивать свои торговые отношения с восточными государствами.
В 1500 г. была подчинена югра — так собирательно называли русские народы Приполярного Урала. И весь северный океанский берег от Тромсе и устья Северной Двины на западе до Печоры и Оби на востоке стал российским. В 1500 г. была подчинена югра — так собирательно называли русские народы Приполярного Урала. И весь северный океанский берег от Тромсе и устья Северной Двины на западе до Печоры и Оби на востоке стал российским. В сентябре 1581 г. начался поход Ермака. Перед ними раскинулись перевалы Среднего Урала. На протяжении XVII в. было освоено мореплавание вдоль всего евразийского побережья.
Во второй половине XIX в. школьно-экскурсионное дело получило поддержку официальных властей, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств морально-религиозного воздействия на учащихся. Школьные экскурсии проводились преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам. С 1899 г. при педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий, училищ и школ. Во второй половине XIX в. школьно-экскурсионное дело получило поддержку официальных властей, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств морально-религиозного воздействия на учащихся. Школьные экскурсии проводились преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам. С 1899 г. при педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий, училищ и школ.
Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ. Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ.
Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированные организации. Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированные организации.
Журнал “Русский эмигрант” один из первых попытался классифицировать экскурсии для учащихся. Все они группировались в восемь типов: Журнал “Русский эмигрант” один из первых попытался классифицировать экскурсии для учащихся. Все они группировались в восемь типов: 1. Историко-археологические экскурсии. 2. Историко-литературные. 3. Естественно-исторические. 4. Экскурсии на фабрики и заводы 5. Художественно-географические и этнографические экскурсии 6. Экскурсии трудовой помощи 7. Выделение общеобразовательных и бытовых экскурсий 8. Экскурсии отдыха и развлечений
1. Макаренко С.Н. История туризма: Сборник / С.Н. Макаренко, А.Э. Саак. – Таганрог. Изд-во ТРТУ, 2003. – 94 с. 1. Макаренко С.Н. История туризма: Сборник / С.Н. Макаренко, А.Э. Саак. – Таганрог. Изд-во ТРТУ, 2003. – 94 с. 2. Воронова Л. П. История Туризма и гостеприимства: учеб. пособие / Л. П. Воронова. – М.: ФАИР- ПРЕСС, 2004. – 304 с. 3. Соколова М. В. История туризма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с. 4. Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: «Издательский дом Герца», 2007. – 208 с. 5. Биржаков М. Б. Введение в туризм. – Издание 9-е перераб. и доп. – СПб.: «Издательский дом Герца», 2007. – 576 с. 6. Горский А. А. История России с древнейших времен до 1914 года: учеб пособие для вузов / Российская академия наук. – М.: АТС: Астрель, 2008. – 286 с.