PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / География / Искусство Дагестана
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Искусство Дагестана


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Искусство Дагестана


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО народов Дагестана Выполнил: ученик
Описание слайда:

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО народов Дагестана Выполнил: ученик 8 класса МКОУ “ТСОШ” Алиев Мурад

№ слайда 2 Многолетние ирано-турецкие войны и феодальные междо усобицы сказывались не тольк
Описание слайда:

Многолетние ирано-турецкие войны и феодальные междо усобицы сказывались не только на экономике края, но и тор мозили развитие культуры народов Дагестана. И все же из менения в социально-экономическом развитии не могли не повлечь за собой значительных достижений в области куль туры. Укрепившиеся связи Дагестана с народами Кавказа и России также благотворно сказывались на развитии куль туры Дагестана. Творческими усилиями народов Дагестана в XVIII в. были созданы прекрасные памятники материаль ной и духовной культуры. Поселения и жилища Многочисленные вторжения иноземных захватчиков и беспрерывные феодальные междоусобицы обусловливали облик аулов Дагестана и в XVIII в. В большинстве случаев аулы строи лись как поселения с системой укреплений. Оборонительная система в каждом месте была особой и зависела от топо графии селения. С доступных для нападения сторон наруж ный ряд домов ставится сплошным строем. Нижние части стен в них делаются глухими. В нужных местах этот строй домов дополняется крепостными стенами и системой боевых башен. В стенах устраиваются запирающиеся на ночь ворота, иногда с каменными створами. Сплошную закрытую оборону приходилось создавать и в селениях, расположенных в рав нинной открытой местности. Узкие и кривые улицы легко позволяли изолировать от врага любую его часть и вести баррикадные бои. Башни часто соединялись подземными ходами между собой и с разными частями селения. Кроме того, на ближних и дальних подступах к аулу со стороны ведущих в аул дорог ставились боевые и сторожевые башни с огневой сигнализацией. Таким образом, получались эшело нированные по глубине системы обороны. Новый способ обороны ведет в свою очередь к качествен ным изменениям внутри селения. Ограниченная укреплениями из стен и башен, застройка становится все более тесной, поч ти сплошной. Дома соединяются. Увеличивается этажность. В сел. Кубачи, например, или в дидойском селении Мокок старинные жилые дома часто имеют по шесть этажей. За недостатком места дома строятся над улицами, а улицы иног да вместе с перекрестками превращаются в длинные изви листые и темные тоннели. В зависимости от естественноисторических зон определяет ся и способ строительства жилищ. В равнинной части Даге стана, населенной кумыками, основным строительным мате риалом был необожженный кирпич из глины и соломы. Это, однако, не означает, что в кумыкских селениях вовсе не было каменных построек. При строительстве мечетей и других общественных зданий употребляется тесаный и рваный ка мень. В ряде крупных кумыкских селений, особенно в шамхальстве, жилища феодалов, как правило, строились из кам ня. Очевидцы свидетельствуют, что в Тарках имелись дома, построенные «из камней, на каменном основании».

№ слайда 3 Деталь резного деревянного ларя для хранения зерна В предгорном и нагорном Дагес
Описание слайда:

Деталь резного деревянного ларя для хранения зерна В предгорном и нагорном Дагестане основным строитель ным материалом был камень. За редким исключением, част ные и общественные здания складывались из нетесаного кам ня на глиняном растворе. Перекрытие, за исключением бо гатых лесом зон, осуществлялось, как правило, каменными плитами. Крыши повсеместно засыпались землей, которая плотно утрамбовывалась. Лесоматериалы в жилище горцев употреблялись лишь для дверей, а иногда как опорные стол бы. В XVIII в. в связи с укреплением позиций ислама увели чивается строительство мечетей. Будучи гораздо крупнее жилых домов, мечеть становится архитектурной доминантой селения, особенно в тех случаях, когда она соединена с красивой вертикалью минарета. Мече ти строятся на освященной древними традициями общест венной площади, связывая, таким образом, этот обществен ный форум с исламом. Мечети дают много прекрасных архи тектурных решений, они любовно разрабатываются и снару жи и в интерьерах, но в разных районах Дагестана они стро ятся, как и в прежние времена, по-разному. В то время как мечети, возникающие в Южном Дагестане, продолжают по конструктивным и стилевым признакам формы мечетей Азер байджана и других стран мусульманского Востока, мечети, строящиеся местными мастерами в глубине гор, стойко при держиваются традиций народного жилища. Так, например, в горной Аварии мечети имеют обычную в горах плоскую кры шу, покоящуюся на рядах мощных деревянных резных стол бов местного рисунка, часто с лепным узором на стенах. Здесь не встречаются ни своды, ни стрельчатые арки.

№ слайда 4 Народное искусство Дагестана в XVIII в.  носило прикладной характер. Это означал
Описание слайда:

Народное искусство Дагестана в XVIII в.  носило прикладной характер. Это означало, что высокохудожественные изделия народ ного искусства одновременно являлись и предметами быта. Прикладной характер определял форму, композицию и моти вы изображения, нередко и технику изготовления предметов. Как известно, тесно связанное с ремеслом и кустарными промыслами прикладное искусство Дагестана оказывало влияние на искусство своих соседей, в свою очередь воспри няв лучшие достижения умельцев Кавказа, Ближнего Восто ка и России. Наибольшее развитие в Дагестане XVIII в. получила ху дожественная обработка шерсти, камня, дерева, кости, глины и всевозможных металлов. Резьба по камню и дереву была распространена почти повсеместно. Тем не менее выделялся ряд центров камнерез ного искусства: Дербент и соседствующие с ним лезгинские и табасаранские села, а также Кубачи, Сутбук, Мулебки, Ругуджа, Чох, Куяда и др. В отличие от предыдущих эпох в XVIII в. в камнерезном искусстве вместо бытовавшего гео метрического орнамента утверждается так называемый расти тельный орнамент, основу которого составляют цветочные формы — небольшие загнутые лепестки, листочки и бутоны трилистника, завитки и стебли. Однако характер орнамента и его трактовка в изделиях камнерезных центров имели спе цифические особенности. Так, в отличие от резного камня Кубачей, богатого и многообразного по формам и элемен там узора, узоры аварского резного камня были более ли нейны, энергичны по движению и очертаниям. Рельеф ре шается более объемно, элементы узора более выгнуты по своим пропорциям, стебли узоров играют большую роль в по строении орнамента. Каждый элемент и каждая деталь узора в аварском резном камне очень закончены по форме. Резьбой по дереву украшались рамы окон, двери, капи тели колонн интерьера и балконов, консоли карнизов, а также домашняя утварь и предметы украшения. В Южном Даге-

№ слайда 5 стане, в особенности в Табасаране, в резьбе по дереву при менялся плетенчатый ор
Описание слайда:

стане, в особенности в Табасаране, в резьбе по дереву при менялся плетенчатый орнамент и немного меньше, чем в резь бе по камню, растительный орнамент. Даргинские, лакские и восточноаварские резчики по дереву большей частью приме няли растительный орнамент. Резчики Северо-Восточного Да гестана в основном использовали трехгранно-выемчатый ор намент с изображением животных фигурок. Довольно часто прибегали к изображению плетенчатых и растительных узоров. Высокого расцвета в XVIII в. в Дагестане достигла худо жественная керамика Балхара, Сулевкента, Испига и др. По скульптурности форм, полихронности росписи, декоративно сти и монументальности узоров и орнаментальному богатству конец XVIII в. можно считать началом классического перио да в развитии балхарского керамического искусства. В это же время в Сулевкенте складываются отличные от Балхара приемы украшения художественной керамики. В Южном Дагестане, в селениях Испик, Мюгюч и др., изготовлялись оригинальные по своим художественным особенностям тарелки, кувшины и другие предметы поливной подглазурной керамики, украшенные ангобной росписью и налепными узорами. Полива в изделиях конца XVIII в. была очень насыщена и разнообразна по цвету. Дальнейшее развитие получило богатое по орнаменту и многообразное по цветовому решению узорное ткачество, рас пространенное в Дагестане повсеместно. Но наиболее ценные,

№ слайда 6 отличающиеся красотой и разнообразием узоров полосатые подстилки, ленты для носк
Описание слайда:

отличающиеся красотой и разнообразием узоров полосатые подстилки, ленты для носки кувшинов выделывались в Балхаре, Короде, Ругудже. Не в меньшей степени в XVIII в. в Дагестане было распространено богатое по орнаменту и мно гообразное по цветовому решению узорное вязание. Основны ми центрами узорного вязания были Кубачи, Ахты, Микрах, Тлярата и др. Хотя в узорном вязании чаще всего применял ся геометрический или геометризированный растительный орнамент, каждое селение, занимающееся узорным вязанием, имело свои традиционные приемы и характер трактовки узоров. В XVIII в. в Дагестане значительного развития достигло златошвейное искусство. Золотое шитье применялось чаще всего для украшения различных сумочек, подушек, игольниц, женских головных уборов и других изделий. Такими предме тами, расшитым золотом, пользовались в основном господст вующие сословия Дагестана. Большой оригинальностью и высокими художественными достоинствами отличались ковры, сумахи, паласы, арбабаши, а также ковровые изделия, переметные сумы, вьючные мешки и др. Причем уже в XVIII в. у каждой народности Дагестана при наличии множества типов, отличающихся структурой ткани и орнаментацией, складывались свои традиционные ти пы ковровых изделий. Вместе с тем существовала специали зация по отдельным видам производства внутри самих цент-

№ слайда 7 ров ковроделия. В Южном Дагестане, где наиболее было развито ковроделие, табасар
Описание слайда:

ров ковроделия. В Южном Дагестане, где наиболее было развито ковроделие, табасаранцы и рутульцы большей ча стью производили паласы, а лезгины изготовляли сумахи. Высокого расцвета в Южном Дагестане достигло и изготов ление ворсовых ковров, отличающихся разнообразием орна мента, композиции и сочностью красок. В Северном и Цент ральном Дагестане вырабатывались преимущественно глад кие ковры. У аварцев — гладкие ковры «давагъин» и цинов ки, у лакцев — валяные узорные войлоки и большие тканые паласы «турут», у кумыков — узорные войлоки арбабаши. В XVIII в. значительных успехов достигла художествен ная обработка металла. Как и ранее, самые разнообразные изделия — кувшины, тазы, подносы и другие предметы из готовляли мастера медночеканного дела. Особенно развито было медночеканное производство у аварцев и лакцев, кото рые изготовляли всевозможную утварь почти для всего Да гестана. По-прежнему основным центром производства литых котлов, светильников и т. д. оставался аул Кубачи. .

№ слайда 8 . Дальнейшее развитие получила и художественная обра ботка серебра, золота и дру
Описание слайда:

. Дальнейшее развитие получила и художественная обра ботка серебра, золота и других цветных металлов. Хотя ювелирное и оружейное дело в Дагестане развито было по всеместно и чуть ли не в каждом ауле имелись мастера, занимавшиеся в свободное от сельского хозяйства время обработкой серебра, и осо бенно мастера черни и на кладной филиграни, все-та ки основными центрами ювелирного искусства оста вались Кубачи, Кумух, Унцукуль, Ругуджа, Гамсутль, Гоцатль, Хунзах, Ботлих, Ахты. Превосходные образ цы подлинного искусства, отличающиеся большим со вершенством технического исполнения и красотой орна ментальных узоров, создава ли мастера аула Кубачи. Шашки и кинжалы с позолотой с резной слоновой костью, с золотой насечкой по кости, рогу и железу, глубокой гравировкой и с чернью по серебру, оправы пистолетов и ружей и всевоз можные предметы кавказ ского снаряжения и украше ния, сделанные в Кубачах, пользовались широкой изве стностью далеко за предела ми Дагестана. В отличие от предыдущих эпох в XVIII в. значительно чаще стали применять такие декоративные материалы, как золото, серебро. Орнаментом заполнялась вся поверхность ножен, очень большое распространение получила насечка по железу и кости. Много общего с изделиями кубачинских мастеров было и в лакской художественной обработке ме таллов. Работа аварских мастеров была несколько иной. Само бытные художественные традиции аварской обработки метал ла заключались в том, что изделия украшались более сдер жанною более скромными средствами. Основную роль при художественной обработке орудий и всевозможных украше ний у аварских мастеров играло искусство черни. Причем чернь чаще всего используется в качестве фона, на котором располагается серебряный гладкий или чеканный узор. В аварском оружейном и ювелирном искусстве почти не упот реблялось золото.

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru