Тема:"Формирование страноведческих знаний в общем географическом образовании". Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры географии Туова Т.Г. Исполнитель: студентка 5 курса ф-та естествознания заочного отделения «География» Нестеренко Ирина Николаевна
Актуальность темы: На современном этапе модернизации образования актуальным для школы является комплекс задач, связанных с формированием страноведческих знаний школьников, которым предстоит жить и работать в современном мире, в котором развиваются международные контакты между разными странами в условиях глобализации. Поэтому усиливается значение знаний о различных территориях. В настоящее время признаётся недостаточной ориентация на умственное развитие учащихся. Получение и применение компетентностных знаний по предмету является одним из важных направлений модернизации образования. Такими знаниями являются в географии страноведческие знания, выступающие важной составляющей школьного географического образования.
Комплексное страноведение соединяет в своем содержании познание природы, населения, его культуры и хозяйства в пределах отдельных территорий мира. Эти знания помогают учащимся в создании условий для общения с людьми другой культуры и формированию толерантности. Страноведческий подход к изучению географии основан на гуманистическом принципе образования. Современному обществу нужны образованное молодое поколение, которое может применять полученные знания на практике. Гуманистический и культурологический потенциал географии возрастает с формированием страноведческих знаний. Поэтому возникшее противоречие между недостаточностью методических разработок по формированию страноведческих знаний учащихся в школьном географическом образовании и запросами общества в воспитании образованного и толерантного подрастающего поколения требует своего разрешения. Это и определило выбор темы нашего исследования, его цель, объект и предмет.
Цель работы: Цель исследования: разработка и экспериментальное обоснование формирования страноведческих знаний при обучении географии и их эффективное воздействие на развитие гуманистических качеств личности учащихся.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс географического образования с формированием страноведческих знаний. Предмет исследования: пути усиления страноведческой составляющей школьного курса географии.
РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗАпри внедрении путей усиления страноведческой составляющей школьного курса географии в учебный процесс можно поднять гуманистическую направленность предмета развить толерантность учащихся повысить культуру личности учащихся
Задачи исследования1. На основе научной, учебной, методической литературы осуществить сравнительный анализ этапов становления исследуемой проблемы в отечественной методике преподавания географии.2. Выявить эффективность путей усиления формирования страноведческих знаний в школьном курсе географии и повышении качества преподавания предмета.3. Определить и апробировать экспериментальную методику работы с формированием страноведческих знаний в школьном курсе географии.
Методологической основой являются теоретические положения о целостности и всеобщей связи явлений окружающего мира, его материальности и системности. Теоретической основой исследования являются структура мотивации (А.Н.Леонтьев) и ее формирование (А.К.Маркова); теории и технологии обучения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); теории индивидуализации и личностно-ориентированного подхода к образованию (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); концепция проектирования педагогических систем.
Теоретический: анализ психолого-педагогической, методической литературы, научных статей и работПрактический:наблюдение, эксперимент, беседы со студентами и учащимися, анализ отчетных работ студентов и учащихся по полевым географическим практикам, анкетирование.
Диагностическое исследованиеI этап - подготовительный (2009г.)- анализ изученности проблемы формирования страноведческих знаний в обучении географии.II этап - экспериментальный (2010-2011гг.)Констатирующий эксперимент исследование мотивации учебной деятельности у учащихся, интереса к предмету, познавательной активности;определение с помощью контрольных работ и тестовых заданий успеваемости, качества знаний и степени обученности;методические разработки планируемой работы.Формирующий эксперимент внедрение новых путей формирования страноведческих знаний на уроках географии в учебный процесс данной школы в течение всего учебного периода с 2010по 2011 г.;анализ и оценка эффективности данной методики, формулировка выводов.
состоит в том, что в данной работе были разработаны методика и пути формирования страноведческой составляющей школьного курса географии с целью повышения гуманистической направленности географического образования, формирования общей и географической культуры школьников, повышения качества усвоения знаний.
На защиту выносятся следующие положения:1. Анализ основных методик формирования географических знаний в обучении географии.2. Экспериментальная методика проведения урока с использованием путей усиления страноведческой составляющей в школьной географии.3. Результаты экспериментального исследования.
Эксперимент проводился в МОУ СОШ №5 х. Прогресс, Гиагинского района в период с 2009г. по 2011г. В проводимом эксперименте было задействовано 68 учащихся контрольных и экспериментальных классов.
Апробация работы и публикации.Результаты работы докладывались на студенческой конференции (2011г.), имеется опубликованная статья: «Формирование страноведческих знаний в общем географическом образовании» (г. Тверь, 2011);
Квалификационная работа состоит: Введение, 3 главы, заключение, библиографический список использованной литературы (48 наименований) и приложений. Объем работы составляет 62 страницы, включая 5 рисунков, 3 таблицы, 16 иллюстраций банкнотов, 3 приложения.
Теоретическая часть работы:Для определения мотивации учащихся проводилось анкетирование. Оно осуществлялось среди учащихся 7, 10-х классов до и после эксперимента. Преобладающими мотивациями учения в этих классах являлись:стремление больше узнать (70%);путешествовать и познавать мир (90%);не быть незнайкой (70%);познавательный интерес (80%);нравится новая технология преподавания (75%);доставить радость родителям (52%).
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что преобладают как внутренние, так внешние стимулы учения. Установлено, что 65% учащихся имели одинаковую самооценку своего уровня знаний, 35% - зависимую или заниженную самооценку, причем объективной самооценки несколько выше в экспериментальном классе. Данные, полученные в ходе исследования, использовались не только для получения общей характеристики классов, но и с целью осуществления дифференцированного подхода к учащимся с учетом индивидуальных способностей каждого. Для анализа места страноведческих курсов для формирования знаний в учебном процессе была предложена анкета.
АНКЕТАСтрановедческие курсы – это те, которые содержат важную образовательную информацию.Курс «Географии материков и океанов» – это самый интересный и познавательный, который помогает нам получать все новые и новые знания, быть цивилизованным в современном мире.Курс « Экономическая и социальная география мира» – курс, в котором много информации, систематизации, расширяет мировоззрение.
Рисунок 3.1. - Развитие мотивов и интересов в экспериментальном классе до и после эксперимента
Анализ результатов, полученных после проведения проверочных работ в контрольных и экспериментальных классах до и после эксперимента, показывает, что после проведения эксперимента процентные показатели успеваемости, качества знаний и степени обученности повысились в экспериментальных классах.
Рисунок 3.2. - Динамика показателей эффективности учебного процесса при данной методике в 7 «а» классе
Рисунок 3.3. - Динамика показателей эффективности учебного процесса при данной методике в 10 «а» классе
ВыводыРезультаты исследования позволяют сделать вывод о том, что при использовании страноведческого подхода и новых приемов формирования страноведческих знаний в обучении географии повышается эффективность урока, улучшается усвоение знаний, возрастает творческая и интеллектуальная активность на уроках, формируется толерантная личность. Таким образом, задача страноведческого подхода к обучению географии успешно реализована.
Доклад закончен. Спасибо за внимание.