Урок физики «Знакомьтесь - СИЛА!»
Какое физическое понятие присутствует во всех примерах? 1. Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,Страшатся щуки крокодила;От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей, Всегда имеет верх над слабостию сила. А. Пушкин2. Сила силе доказала, Сила силе не родня.Есть металл прочней металла, Есть огонь страшней огня. А. Твардовский3.В кипящей пене валуны, Волна, блистая, заходила-Ее уж тянет, тянет силаВсходящей за морем Луны. И.А.Бунин4.Там, где царит сила, разум молчит Гуахардо Фахадо5. Любовь - это единственная сила в мире, которая способна из врага сделать друга. М.Л.Кинг
Тема урока: СилаЗадачи: Познакомиться с физической величиной называемой «сила»:- Какое физическое тело или явление описывает;- Ввести условное обозначение величины, единицвеличины;
Взаимодействие Земли и Луны
Нескучные задачи по физике Г. Остер 1. Прогуливаясь по берегу озера, Миша пригласил Лялю посидеть в лодке без весел. Вдруг Ляля передумала сидеть с Мишей в лодке и выпрыгнула на берег. Как сложилась дальнейшая Мишина жизнь?
Ответ: Ответ: в результате взаимодействия тел Ляли и лодки Миша уплыл на середину озера. А что с ним было потом - физике неизвестно.
Нескучные задачи по физике Г. Остер 2. Коля и Толя нашли сжатую пружину в пакетике, перевязанном веревочками, и стали эти веревочки развязывать. Тут-то пружина и распрямилась. В результате взаимодействия Толя с хорошей скоростью улетел в одну сторону, а Коля с вдвое большей в прямо противоположную. Укажите, как отличается Толина масса от Колиной?
Ответ: Ответ: поскольку пружина послала Толю хоть и с хорошей, но вдвое меньшей скоростью, чем Колю, Толина масса в два раза больше Колиной, тоже хорошей.
Нескучные задачи по физике Г. Остер 3. Однажды семиклассник Вася, только что изучивший на уроке физики взаимодействие тел, был сбит с ног нечаянно выскочившим из школы третьеклассником Димочкой. Кто на кого подействовал? Чье действие оказалось сильнее?
Сила Условное обозначение Единицы в СИ
НЬЮТОН, ИСААК (Newton, Isaac) (1642–1727), английский математик и естествоиспытатель, механик, астроном и физик, основатель классической физики. Сформулировал закон всемирного тяготения, установил фундаментальные положения физической оптики
Миниисследование Работа №1.Наблюдение силы, действующей на шарик со стороны Земли.Оборудование: шарик с нитью. Ход выполнения работы:Поднимите шарик за нить и успокойте его колебания. Почему шарик натягивает нить?По какому направлению натягивается нить?Отпустите шарик и наблюдайте за падением шарикаЧто происходит со скоростью шарика?По какому направлению падает шарик?Сделайте соответствующий вывод о действии Земли на шарикВывод:
Миниисследование Работа №2.Наблюдение действия сил.Оборудование: лист картона, мешочек с пескомХод выполнения работы: Положите лист картона на две книги (см рисунок)На середину листа картона положите мешочек с песком. Обратите внимание на изменение формы картона и мешочка с песком (деформация) .Ответьте на вопрос:Что произошло в результате взаимодействия мешочка с картоном?По результатам наблюдений сделайте вывод: изменилась ли скорость тел при их взаимодействии; что произошло с телами?Вывод:
Миниисследование Работа №3.Наблюдение действия сил.Оборудование: штатив, пружина, груз.Ход выполнения работы: - Повесьте груз на пружину; Что произошло с грузом? Почему? Что произошло с пружиной? Почему?Ответьте на вопрос: - Что произошло в результате взаимодействия груза с Землей и груза с пружиной?По результатам наблюдений сделайте вывод: изменилась ли скорость тел при их взаимодействии; что произошло с телами?Вывод:
Общий вывод из миниисследований №1,№2 При взаимодействии тел у них может меняться скорость (численно и по направлению), или тела деформируются (меняют форму или объем). Причиной этих изменений является сила.
Миниисследование №3 Работа №3Исследование зависимости результата действия силы от ее значения, точки приложения и направления.Оборудование: брусок с нитью. Ход выполнения работы:Положите брусок на стол наибольшей гранью и толкните его пальцем сначала слабо, затем сильнее. В каком случае брусок передвинется на большее расстояние? Зависит ли результат действия силы на брусок от ее значения?Положите брусок на стол наименьшей гранью и попытайтесь переместить его. Приложив силу сначала к нижней, затем к верхней части бруска. Как будет вести себя брусок в первом и во втором случае? Зависит ли результат действия силы от точки ее приложения?Положите брусок на стол наибольшей гранью и потяните за нить сначала вдоль бруска, затем поперек бруска и, наконец, вверх. Как ведет себя брусок в акждом случае? Зависит ли результат действия силы от ее направления?Сделайте соответствующий вывод о зависимости результата действия силы от ее значения, точки приложения и направления.Вывод:
Результат действия силы зависит от:
Изобразить силы( с учетом точки приложения, направления и модуля силы) Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдёт,И выйдет из него не дело, только мука.Однажды Лебедь, Рак да ЩукаВезти с поклажей воз взялисьИ вместе трое все в него впряглись;Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвётся в облака,Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;Да только воз и ныне там.