Физика! Какая ёмкость слова! Физика для нас не просто звук! Физика – опора и основа Всех без исключения наук! (слова студенческой песни)
Здравый смысл в физике - это те предрассудки, которые складываются в возрасте до 18 лет. А. Эйнштейн.
Образовательная: Образовательная: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул.
І. Организационный момент. І. Организационный момент. ІІ. Подготовка к восприятию нового материала. ІІІ. Изучение нового материал. ІV. Закрепление знаний, умений, навыков. V. Домашнее задание. VІ. Подведение итогов урока. VІІ. Резерв. Работа с ОК. Сообщение учащегося “Георг Ом”.
Я мыслю, следовательно, я существую. Я мыслю, следовательно, я существую. /Рене Декарт/ Не стыдно не знать, стыдно не учиться (Русская пословица)
Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические цепи. И уже ремонтировали или будете ремонтировать бытовые электроприборы, проводку в квартире, но я надеюсь, что из вас никто не претендует на роль “всезнающего” и “все умеющего” электромонтера и вы не оставите наш поселок после вашего ремонта без света. Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические цепи. И уже ремонтировали или будете ремонтировать бытовые электроприборы, проводку в квартире, но я надеюсь, что из вас никто не претендует на роль “всезнающего” и “все умеющего” электромонтера и вы не оставите наш поселок после вашего ремонта без света.
А чтобы этого не произошло, недостаточно знать только в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, их надо рассматривать во взаимозависимости. Вот взаимозависимость мы и будем раскрывать сегодня на уроке. А чтобы этого не произошло, недостаточно знать только в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, их надо рассматривать во взаимозависимости. Вот взаимозависимость мы и будем раскрывать сегодня на уроке.
Электричество кругом, Полон им завод и дом, Везде заряды: там и тут, В любом атоме “живут”. А если вдруг они бегут, То тут уж токи создают. Нам токи очень помогают, Жизнь кардинально облегчают! Удивительно оно, На благо нам обращено, Всех проводов “величество” Зовётся: “Электричество!” Проявим нынче мы умение, Законы объясним, явления: Электризацию, сопротивление И мощность, как работу за мгновение. Эксперименты проведём И итог общий подведём. Электричество кругом, Полон им завод и дом, Везде заряды: там и тут, В любом атоме “живут”. А если вдруг они бегут, То тут уж токи создают. Нам токи очень помогают, Жизнь кардинально облегчают! Удивительно оно, На благо нам обращено, Всех проводов “величество” Зовётся: “Электричество!” Проявим нынче мы умение, Законы объясним, явления: Электризацию, сопротивление И мощность, как работу за мгновение. Эксперименты проведём И итог общий подведём.
А в начале, пожалуйста, перечислите основные величины, характеризующие электрические цепи А в начале, пожалуйста, перечислите основные величины, характеризующие электрические цепи
А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану: А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану: Назвать величину; Что характеризует данная величина?; Как обозначается?; В каких единицах измеряется?.
Напряжение характеризует электрическое поле, Напряжение характеризует электрическое поле, обозначается U, измеряется [ U] = 1 В.
Сила тока, Сила тока, характеризует электрический ток в проводнике, обозначается I, измеряется [ I] = 1 А.
Сопротивление характеризует сам проводник, Сопротивление характеризует сам проводник, обозначается R, измеряется [ R] = 1 Ом.
Ребята, до этого урока вы изучали эти физические величины по отдельности и раскрыли только зависимость силы тока от напряжения. Ребята, до этого урока вы изучали эти физические величины по отдельности и раскрыли только зависимость силы тока от напряжения. Сегодня мы перед собой поставим основную цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Они связаны между собой законом, носящим имя Ома.
Итак, тема урока: Итак, тема урока: “ Закон Ома для участка электрической цепи ”.
Сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется. Сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется.
Амперметр, вольтметр, источник тока, проводник, соединительные провода, ключ. Амперметр, вольтметр, источник тока, проводник, соединительные провода, ключ.
Мы получили график прямой пропорциональности между силой тока и напряжением. Графическая зависимость силы тока от напряжения называется ВАХ (вольт – амперная характеристика) проводника. Мы получили график прямой пропорциональности между силой тока и напряжением. Графическая зависимость силы тока от напряжения называется ВАХ (вольт – амперная характеристика) проводника.
Источник тока – для создания и поддержания электрического поля в проводнике. Амперметр для измерения силы тока в проводнике. Вольтметр для измерения напряжения на концах проводника. Демонстрационный магазин сопротивления – для изменения сопротивления на участке цепи. Ключ – (замыкающее и размыкающее устройство), нужен для включения и выключения в нужное время источника тока. Соединительные провода – доставляют электрическую энергию в электрическую цепь. Источник тока – для создания и поддержания электрического поля в проводнике. Амперметр для измерения силы тока в проводнике. Вольтметр для измерения напряжения на концах проводника. Демонстрационный магазин сопротивления – для изменения сопротивления на участке цепи. Ключ – (замыкающее и размыкающее устройство), нужен для включения и выключения в нужное время источника тока. Соединительные провода – доставляют электрическую энергию в электрическую цепь.
Ребята, во время ответа ваша задача внимательно проследить за показаниями амперметра и вольтметра, а затем сделать соответствующий вывод. Ребята, во время ответа ваша задача внимательно проследить за показаниями амперметра и вольтметра, а затем сделать соответствующий вывод. Учитель: Итак, ребята, что вы наблюдали?
Если R = const, I~ U А теперь мы с вами выясним, как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.
Ребята, ваша задача опять внимательно проследить за показаниями приборов и сделать вывод, одновременно заполнить таблицу, при U = 3В: Ребята, ваша задача опять внимательно проследить за показаниями приборов и сделать вывод, одновременно заполнить таблицу, при U = 3В: R, Ом 10 5 3 1 I, А 0,3 0,5 0,7 2
С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается. С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается. Такой график называется графиком обратной пропорциональности между силой тока и сопротивлением.
Итак, ребята, запишем результат опыта: сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника, при постоянном напряжении на концах проводника. Итак, ребята, запишем результат опыта: сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника, при постоянном напряжении на концах проводника. При U = const, I ~ --
запишем итоговую формулу:
Закон Ома читается так: Закон Ома читается так: “сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”.
Его работу хорошо приняли в Германии. В 1833 году ученый был уже профессором политехнической школой в Нюрнберге. Однако за рубежом, особенно во Франции, Англии, работы Ома долгое время оставались неизвестными. Через 10 лет после появления его работы французский физик Пуйе на основе экспериментов пришел к таким же выводам. Но Пуйе было указано, что установленный им закон еще в 1827 году был открыт Омом. Любопытно, что французские школьники и поныне изучают закон Ома под именем закона Пуйе. Его работу хорошо приняли в Германии. В 1833 году ученый был уже профессором политехнической школой в Нюрнберге. Однако за рубежом, особенно во Франции, Англии, работы Ома долгое время оставались неизвестными. Через 10 лет после появления его работы французский физик Пуйе на основе экспериментов пришел к таким же выводам. Но Пуйе было указано, что установленный им закон еще в 1827 году был открыт Омом. Любопытно, что французские школьники и поныне изучают закон Ома под именем закона Пуйе. Пуйе Клод Серве Маттиас (1790-1868) – французский физик
Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником
Т.к. при напряжении 6В сила тока проводника В, 1А, а сила тока проводника А, 3А. Таким образом, сила тока проводника В меньше, значит сопротивление больше Т.к. при напряжении 6В сила тока проводника В, 1А, а сила тока проводника А, 3А. Таким образом, сила тока проводника В меньше, значит сопротивление больше
I Вариант решает для проводника А. I Вариант решает для проводника А. II Вариант решает для проводника В
А сейчас подведем итог нашего урока. Какую взаимозависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением на участке цепи мы раскрыли? А сейчас подведем итог нашего урока. Какую взаимозависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением на участке цепи мы раскрыли? Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
Взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления выражена законом Ома для участка цепи. Взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления выражена законом Ома для участка цепи. I = U\R Итак, ребята, мы выяснили с вами, как связаны между собой эти три величины (I, U, R).
1. Назначение устройства. 1. Назначение устройства. 2. Принципиальная схема устройства. 3. Принцип действия устройства. 4. Применение и правила пользования устройством.
Это физическое тело – эбонитовая палочка. Это физическое тело – эбонитовая палочка. Эбонит – это каучук с добавлением серы. При трении её о мех или шерсть она электризуется. Наэлектризованная палочка способна притягивать к себе мелкие листочки бумаги (демонстрация). При электризации палочка заряжается отрицательно. Связь электронов с ядрами слабее у меха, чем у палочки. Если наэлектризованной палочкой коснуться электроскопа, он зарядится. При электризации электроны с меха переходят на палочку. Эбонит – диэлектрик, т. е. он не проводит электрические заряды. Две заряженные эбонитовые палочки взаимно отталкиваются.
Это – график зависимости силы тока от напряжения, построенный для 2 проводников. Это – график зависимости силы тока от напряжения, построенный для 2 проводников. По горизонтальной оси отложено напряжение в В, по вертикальной – сила тока в А. Зависимость прямо пропорциональная, т. к. её график – прямая, проходящая через 0. При U=1В, I=1А для первого проводника. Сопротивление первого проводника: R1=U/I=1В/1А=1 Ом Сопротивление второго проводника: R2=2В/0,5А=4 Ом Сопротивление R2>R1--- чем выше сопротивление проводника, тем меньше угол наклона графика к горизонтальной оси и т. д. и т. п.
Это прибор для измерения электрического напряжения. Это прибор для измерения электрического напряжения. Шкала проградуирована в В. , и предел измерения напряжения - … В. Цена деления прибора - …. В/дел. Есть 2 клеммы для подключения прибора в цепь, возле одной “+”, возле другой “-” Вольтметр включается в цепь параллельно тому участку цепи, где измеряется напряжение. Вольтметр включается в цепь с учётом полярности.
Это прибор для регулирования силы тока в цепи. Это прибор для регулирования силы тока в цепи. Резистор – в переводе с латыни “сопротивляюсь”, обеспечивает заданное электрическое сопротивление цепи. Резисторы бывают с постоянным и с переменным сопротивлением. Резистор с переменным сопротивлением называется реостатом. Реостат имеет скользящий контакт (ползунок), который, плавно перемещаясь, включает большую или меньшую часть обмотки реостата, и его сопротивление плавно изменяется.
Запишем домашнее задание: § 44, упр. 21 (1,2). Повторить § 42,43. Запишем домашнее задание: § 44, упр. 21 (1,2). Повторить § 42,43.
VІІ. Резерв. Работа с ОК. Сообщение учащегося “Георг Ом”.