ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ. КПД ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Истина – это то, что выдерживает проверку опытом.А. Эйнштейн
Задачи урока: Образовательная:Ознакомить учащихся с устройством и принципом действия паровой турбины;Познакомить с формулой расчета КПД тепловых двигателей.2. Воспитательная:Рассмотреть области применения тепловых двигателей и условия их эксплуатации.3. Развивающая:Формировать навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.
План урока: Актуализация знаний.Изучение нового материала.Решение задач.Итоги урока.Домашнее задание.
Что общего у автобуса и самолета, у автомобиля и ракеты?
Вывод: Общим для них является двигатель и самый распространенный – тот, что работает за счет тепла, преобразуя тепловую энергию в механическую.
Тепловой двигатель Смотри учебник физики под редакцией А. В. Перышкина стр. 52Тепловыми двигателями называют машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую.
Мир «огненных машин» История изобретения паровых машин.История изобретения турбин.Паровозы Стефенсона и Черепановых.Достижения науки и техники в строительстве паровых турбин.Использование энергии Солнца на Земле.
История изобретения паровых машин Первым механическим двигателем, нашедшим практическое применение, была паровая машина. Вначале она использовалась в заводском производстве, а затем ее стали устанавливать на паровозах, пароходах, автомобилях и тракторах.
Паровая машина Дэни Папена В 1698 году он построил паровую машину, используя пороховой двигатель, заменив порох водой.
Томас Ньюкомен и его паровая машина Пар из котла поступал в основание цилиндра и поднимал поршень вверх. При впрыскивании в цилиндр холодной воды пар конденсировался и под воздействием атмосферного давления поршень опускался вниз. После этого цикл повторялся. Машина Ньюкомена оказалась на редкость удачной и использовалась по всей Европе более 50 лет.
Джеймс Уатт В 1782 году Уатт создал первую универсальную паровую машину двойного действия. Пар поступал в цилиндр попеременно то с одной стороны поршня, то с другой. Поршень совершал и рабочий и обратный ход с помощью пара, чего не было в прежних машинах. Он использовал тяжелый маховик, центробежный регулятор скорости, дисковый клапан и манометр для измерения давления пара. Паровая машина Уатта стала изобретением века, положившем начало к промышленной революции.
История изобретения турбин В основе действия паровой турбины лежат два принципа создания усилия на роторе, известные с давних времен, реактивный и активный. В машине Бранке, построенной в 1629 году, струя пара приводила в движение колесо, напоминающее колесо водяной мельницы.
Паровая турбина Лаваля представляет собой колесо с лопатками. Пар под большим давлением вырывается из трубы (сопла), давит на лопатки и раскручивает колесо.
Паровая турбина Парсонса Парсонс соединил паровую турбину с генератором электрической энергии. С помощью турбины стало возможно вырабатывать электричество, и это повысило интерес общества к тепловым турбинам. В результате 15-летних изысканий он создал наиболее совершенную по тем временам реактивную турбину.
Первое судно с паротурбинным двигателем – «Турбиния», - построенное Парсонсом в 1894 году развивало скорость около 59 км/час. С 1900 года турбины начали устанавливать на миноносцах, а после 1906 года все большие военные корабли оснащались турбинными двигателями.
Паровозы Стефенсона и Черепановых
Устройство паровоза Паровоз состоит из трёх основных частей: котла, паровой машины и экипажной части. Кроме того, в состав паровоза включается тендер — специальный вагон, где хранятся запасы воды и топлива. Если же вода и топливо хранятся на самом паровозе, то тогда его называют танк-паровозом.
Первый паровоз, двигавшийся по рельсам был создан в 1804 году Тревитиком. Первая железная дорога, открытая в 1825 году между Стоктоном и Дарлингтоном, обслуживалась паровозами Стефенсона. Этот паровоз стал прообразом для всех дальнейших разработок паровозов.
Паровозы Черепановых Первый паровоз был построен Мироном и Ефимом Черепановыми в 1834 году Нижнетагильском заводе. Испытания паровоза начались в августе 1834 года. Имеются сведения о том, что в 1833 году Мирон Черепанов побывал в Великобритании и увидел там паровоз Стефенсона«Ракета».
КПД теплового двигателя Отношение совершенной полезной работы двигателя, к энергии, полученной от нагревателя, называют коэффициентом полезного действия теплового двигателя.
АП – полезная работа,Q1 – количество теплоты, полученное от нагревателя,Q2 – количество теплоты, отданное холодильнику.
Распределение энергии.
КПД тепловых двигателей: Паровая машина 8-12%Паровая турбина 20-40%ДВС 20-40%Дизель 30-36%
Экологические последствия работы тепловых двигателей.
Решение качественных задач: 1. Можно ли огнестрельное оружие отнести к тепловым двигателям?
2. Можно ли человеческий организм отнести к тепловым двигателям?
3. КПД теплового двигателя 45 %. Что означает это число?
Решение задач №1 Определите КПД двигателя трактора, которому для выполнения работы 1,89*107 Дж потребовалось 1,5 кг топлива с удельной теплотой сгорания 4,2*106 Дж/кг.
Дано: АП = 1,89*107 Дж m = 1,5 кгq = 4,2*106 Дж/кгКПД - ?Решение:Ответ: КПД = 30%
Сегодня на уроке: Тепловые двигатели и их классификация. Из истории тепловых машин.КПД тепловых двигателей.Решение задачи на определение КПД.
Сегодня на уроке я : научилсямне понравилосьхотел бы попробовать сам (придумать задачу, подготовить презентацию на тему:1. Достижения науки и техники в строительстве паровых турбин.2. Использование энергии Солнца на Земле.)
Авторы: учитель информатики Татаринова Елена Михайловна 228-512-396учитель физики Бурьяница Ольга Павловна 228-512-461