900igr.net
ТЕМА УРОКА: «ЗВУКИ В ПРИРОДЕ, МУЗЫКЕ, ТЕХНИКЕ» А Вы ноктюрн сыграть смогли бы На флейте водосточных труб? В. Маяковский
План урока: 1. Повторение материала о колебаниях и волнах. 2. Практическое задание. 3. Физические свойства звука. 4. Проблемные задания: в чем и как проявляются позитивные и негативные свойства звука? 5. Итог урока.
Задание №1 С помощью «шарманки» исследовать свойство отражения звуковых волн. Получить звучание, исходящее из тарелки, прислоненной к уху. Задание №2 Выясните, от каких физических величин зависит высота тона и громкость звука с помощью закрепленной на столе линейки, изменяя длину её выступающей части и амплитуду колебаний. Когда звук становится слышимым, не слышимым? Задание №3 Оденьте в уши слуховые трубки зонда стетоскопа. Ударьте молоточком металлическую ложку. Добейтесь звучание «колокола». Сделайте вывод, о чем это говорит? Задание №4 Получите чистый, музыкальный тон с помощью камертона. Сделайте этот звук видимым. Задание №5 Получите простейший духовой инструмент из крышки коробки резонатора и трех пробирок.
Индивидуальная работа. При полете большинство насекомых издают звук. Чем он вызывается? Крупный дождь можно отличить от мелкого по более громкому звуку, возникающему при ударах капель о крышу. На чем основана такая возможность? Струнный музыкальный инструмент имеет от 3 до 7 струн. Каким же образом достигается многообразие звуков, издаваемых инструментом? Одинаковы ли длины звуковых волн в одной и той же среде у громкого и тихого звука? Какое насекомое – комар или муха – делает большее количество взмахов крыльями за одинаковое время? Почему, если мы хотим, что бы нас услышали на большом расстоянии, мы кричим и при этом прикладываем сложенные рупором руки ко рту ?
Задание №1 С помощью «шарманки» исследовать свойство отражения звуковых волн. Получить звучание, исходящее из тарелки, прислоненной к уху. Задание №2 Выясните, от каких физических величин зависит высота тона и громкость звука с помощью закрепленной на столе линейки, изменяя длину её выступающей части и амплитуду колебаний. Когда звук становится слышимым, не слышимым? Задание №3 Оденьте в уши слуховые трубки зонда стетоскопа. Ударьте молоточком металлическую ложку. Добейтесь звучание «колокола». Сделайте вывод, о чем это говорит? Задание №4 Получите чистый, музыкальный тон с помощью камертона. Сделайте этот звук видимым. Задание №5 Получите простейший духовой инструмент из крышки коробки резонатора и трех пробирок.
Физические свойства звуковых волн: Диапазон звуковых волн:
Физические свойства звуковых волн:
Эффект Доплера в акустике:
Решение проблемной ситуации. Наблюдатель, издающий звуковую волну; пролетающее мимо тело. Какой результат изменения частоты? Какой эффект будет наблюдаться?
Инженерное применение свойств звука: Акустика залов
Вопрос: Почему музыка и голоса певцов по-разному звучат в пустом зале и в зале, заполненном публикой?
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Обсуждение проблемного вопроса: Выделите позитивные и негативные стороны музыкального произведения стиля: «транс», «металл», «техно», «панк». Гармонична ли эта музыка?
Биология. Значение звуков в жизни животных. Рыбы невероятно болтливы. Вопрос. Леонардо да Винчи предлагал слушать подводные звуки, приложив ухо к веслу, опущенному в воду. Почему?
Экология и ультразвук Сенсация в тазу с водой Стиральная машинка “Ретона”
Ультразвук в медицине
Акустические загрязнения
Новые термины: - генерация (создание, образование) - реверберация (остаточное звучание) - акустический импеданс (произведение плотности вещества на скорость распространения в ней звуковой волны) - фортепиано (от итал. Forte- “громко”, Piano-“тихо”) - эссе (разновидность очерка, в котором главную роль играют раздумья)
Вывод: Мы обобщили и систематизировали знания о звуковых явлениях. Познакомились с интеграцией физического явления звуковых колебаний с науками: инженерной биологией, экологией, музыкой. Сфера применения звука- обширна, а сам звук многогранен.
Домашнее задание - ЭССЕ: «Моё представление об акустике и её использовании в науке и технике.»