Методическая разработка по физике по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» 7 класс Учитель физики МОУ СО школы №91 Ленинского района г. Нижнего Новгорода Шарова Елена Васильевна 900igr.net
Актуальность темы Показывает учащимся специфику физического мышления и физических методов исследования природных процессов Готовит учащихся к пониманию широкого круга явлений природы
Образовательные задачи Формирование научного способа познания природных явлений Формирование новых понятий: молекула, диффузия, агрегатные состояния вещества, взаимодействие, смачивание. Определение причинно-следственных связей при изучении явлений природы Объяснение наблюдений и опытов , описываемых процессов на основе полученных знаний Заложить основу современной физики –основы МКТ: существование, движение и взаимодействие молекул
Воспитательные задачи Воспитывать диалектическое мировоззрение учащихся Формировать общий взгляд на изучение явлений природы Воспитывать сознательное отношение к учебному труду
Развивающие задачи Показать метод познания окружающего мира – моделирование Развивать абстрактное мышление учащихся Развивать умение классифицировать, систематизировать материал, сравнивать, анализировать, делать выводы Развивать моторику мелких мышц учащихся Развивать монологическую речь учащихся Развивать творческие способности
Тематическое планирование Строение вещества. Молекулы. Лабораторная работа «Определение размеров малых тел» Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Повторительно-обобщающий урок. Самостоятельная работа.
Принципы отбора содержания Опора на жизненный опыт учащихся Учет особенностей класса Опора на знания из природоведения и начальной школы Поддержание интереса через подбор задач
Урок № 1 «Что изучает физика. Наблюдения и опыты» Основной материал: Опыты и явления, доказывающие,что все вещества состоят из отдельных частиц, разделенных промежутками Демонстрации: Нагревание твердого тела (шарик с кольцом); расширение жидкости. Решение качественных задач: 1. Чем объяснить увеличение длины проволоки при нагревании? 2. Почему аромат духов чувствуется на расстоянии? Домашнее задание: §7,8
Урок № 2 Лабораторная работа «Определение размеров малых тел» «» Цель работы: научить учащихся измерять размеры малых тел способом рядов Задания: 1. Определить размеры Горошины, бусины, молекулы (по Фотографии). Задания дополнительные (на дом): 2.Определить диаметр тонкой проволоки, нитки. 3.Как измерить диаметр вязальной спицы?. 4. Определить толщину страницы учебника. 5. Определить длину окружности головки винта. 6. Определить толщину монеты.
Урок № 3 «Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах» Основной материал: Явление диффузии. Причины и закономерности этого явления. Примеры диффузии в природе. Практическое применение диффузии. Значение для человека. Демонстрации и опыты: 1.Диффузия в воздухе (распыление духов) 2. Растворение краски или марганцовки в воде. 3. Сращивание свинца и золота (по рисунку учебника). Решение качественных задач Домашнее задание: § 9, задание 2(1)
Урок №4 «Взаимодействие молекул» Основной материал: Опыты по доказательству взаимного притяжения и отталкивания молекул. Проявление этих сил в природе. Смачивание и несмачивание. Демонстрации: 1.Разламывание и соединение куска мела; сжатие и выпрямление ластика; соединение кусков пластилина. 2. Сцепление свинцовых цилиндров. 3. Отрывание стеклянной пластины от воды. Решение качественных задач: 1. Разломите свечу пополам, приставьте половинки друг к другу. Почему не соединяются? А если свечи нагреть? 2. Объясните действие клея, припоя. Домашнее задание: § 10 , упр 2(10)
Урок № 5 «Различия в молекулярном строении газов, жидкостей, тв.тел. Три состояния вещества». Основной материал: Три состояния вещества. Основные положения МКТ. Объяснение свойств различных состояний на основе молекулярного строения вещества. Демонстрации: Изменение объема и формы жидкостей, сохранение их у тв.тел. Свойства газов (по рис.) Решение задач: 1. Почему возд. Шарик, заполненный воздухом легче сжать, чем заполненный водой? 2. Может ли мед быть твердым, а воздух – жидким? 3. В каких состояниях могут находится металл, водород? При каких условиях ? 4. закрытая бутылка наполовину заполнена керосином. Можно ли утверждать, что в верхней половине бутылки керосин отсутствует? Домашнее задание: § 11,12, задание 3
Урок № 6 «Поторение по пройденной теме» Основной материал: Заполнить таблицу по трем состояниям вещества по вопросам: как расположены молекулы; как движутся молекулы; как взаимодействуютмолекулы; что можно сказать о форме и объеме вещества в данном состоянии? Самостоятельная работа учащихся по карточкам. Домашнее задание: качественные вопросы по теме, индивидуальные задания, сообщения попройденной теме.
Список литературы А.В.Перышкин, Н.А.Родина «Преподавание физики в 7 классе» Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс». «Урок физики в современной школе» под ред. Разумовского В.Г. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-8» «Методика преподавания физики» под редакцией В.П.Орехова и А.В.Усовой.